Спасти Францию или себя?
Валерия Завьялова
«Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань
Режиссер Александр Беляев в 2022 году вновь обратился к пьесе Стефана Цанева «Вторая смерть Жанны Д’Арк». В 2018 и 2019 годах одноименная постановка уже была в афише Общедоступного театра «Периферия» - с другим составом и звучала, конечно же, по-другому. Теперь команда спектакля переосмыслила пьесу, насытила ее актуальными смыслами и выпустила под названием «Жанна Д.Ура!» - то ли во славу той самой Жанны, то ли наоборот.
Болгарский драматург написал пьесу в 1990 году, но она настолько современна, как будто не прошло этих тридцати трех лет. Александру Беляеву даже не пришлось сильно менять текст. Начинается действие с появления обаятельного молодого Палача (Алексей Дуганов), который примеряет на себя вещи убитых им людей и оценивает Десять заповедей Божьих. На поверку оказывается, что не все они актуальны в современном ему средневековом мире – «не убий» точно не относится к палачам, а если проверять исполнение «не лжесвидетельствуй», то и вовсе многие окажутся под судом.
Затем на сцене появляется Жанна (Д’Арк?) (Наталья Захарова), которая читает эмоциональную и полную пафоса речь о том, как она нарушила те самые Десять заповедей, а затем отрекается от этих богопротивных действий. И вдруг на самой пронзительной ноте выясняется, что перед нами никакая не Орлеанская дева, а просто некая Жанна, которой нужно исполнить роль, чтобы не попасть на костер. Пафос улетучивается, и перед нами проступает не легендарная, а реальная личность, которой, в частности, противно целовать «триста тридцать четыре ноги» и которая не с большой охотой готова сделать все, чтобы избежать смерти.
Двойственность происходящего подчеркивается сценографией и костюмами – перед нами то ли нары, то ли скамьи в церкви (тюрьмы как раз были в средневековых монастырях, что уже само по себе задает противоречивый тон происходящему), а рядом с ними возвышается одинокий фонарь в форме то ли виселицы, то ли шлема на электрическом стуле, одетый в шапочку из фольги (ведь «тюрьма – это одно большое ухо»). Жанна предстает перед нами в белом платье – символе невинности, которая подчеркнута серебряными полосами на стене (символом девственности и непорочности), а чуть позже мы узнаем, что она актриса и осуждена как раз за блуд.
Роль Бога, который разочаровался в человечестве и предлагает Жанне отречься, чтобы спасти себя, исполнил сам режиссер спектакля. У Александра Беляева творец всего сущего похож на персонажа Стива Бушеми в сериале «Чудотворцы» - менее безумного, но такого же депрессивного и проницательного. Это не всемогущая сила из Ветхого завета, которая жаждет возмездия и искупления грехов. Раз человек создан по образу и подобию Божьему, значит, и Бог может впадать в депрессию, опускать руки, злиться и ошибаться. Найдутся ли те герои, которые «смертию смерть поправ, и сущим во гробех Живот даровав»?
У Натали Захаровой Жанна / Жаннет – современная девушка, настоящая актриса, импульсивная, горячная, с богатой внутренней жизнью, владеющая палитрой легко сменяющихся чувств и эмоций. Именно она оказывается способной на настоящий, не наигранный героизм. Увидев на примере Палача, как человек, лишенный достоинства (в прямом и переносном смысле), с радостью и даже восторгом целует те самые противные ноги, ее протест разгорается и какие-то более высокие ценности замещают ценность самой жизни. Она готова пойти на костер, лишь бы не умереть духовно, одновременно подарив бессмертие настоящей Жанне Д’Арк, которая останется в истории спасительницей Франции, верной своим идеалам до самой последней минуты жизни.
Однако для Бога жизнь все равно оказывается ценнее – ведь он знает, что только бедные и обманутые верят в идеалы и справедливость, а как только оказываются у власти, то сжигают «тех, кто продолжает верить и говорить о свободе, равенстве и братстве». Нет абсолютных героев и абсолютных злодеев – все бывают слабыми и сильными, бедными и богатыми, верующими и безбожниками. Однако люди, и Жанна, в частности, сопротивляются этой циничной истине. И она жертвует собой ради этой веры, ради победы «свободы, равенства и братства», и в финале, перед (или после?) смертью ее лицо освещает Луна, символ возрождения и бессмертия.
Валерия Завьялова окончила Казанский (Приволжский) федеральный университет (2015), филолог, преподаватель, участница семинаров по театральной критике, театральному блогерству, работе литературной части театра.