Двое, но не двое
Екатерина Сырцева
«Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург
«Двое, но не двое» – такой формулой главный герой спектакля «Лис Peace», мальчик Питер, определяет невидимую связь между людьми, между живыми существами. Это и про дружбу, и про любовь, и про единение душ. Объясняет он это простым жестом: вот указательные пальцы на двух руках, правой и левой, – их два. А вот два пальца одной руки – их тоже два. И всё же эти двое – уже не двое…
Историю Питера и его лиса по имени Пис (в английском языке «peace» - это «мир») рассказывает актёр Иван Писоцкий (даже фамилией совпадает с именем своего героя). Он играет и других персонажей – животных и людей, встречаемых на пути. Несколько судеб, несколько жизней проносятся перед зрителями за три часа. В этот промежуток времени вмещается огромный путь от потери до обретения, от непонимания себя до осознания того, кто ты есть. Это притча. И исповедь тоже. Про внутреннюю войну, неизбывную тоску по своему месту, невыносимое желание обрести себя, свою суть, свою истину, собрать себя заново после подрыва на мине жизненных ошибок и потерь.
Никаких спецэффектов и трюков. Только театральный свет, видеопроекция, немного дыма. Из реквизита – походная палатка, рюкзак, игрушечные фигурки животных и солдатиков, стремянка, раскладывающаяся под разными углами и превращающаяся то в горы, то в нору, то в укрытие, то
в оружие. Всё это создаёт впечатление истории, рассказанной у костра, или дома в «шалаше», сложенном из подушек и одеял, – и поначалу кажется фантазией, сказкой. Одновременно близость актёра к зрителю, его непрерывный трёхчасовой диалог с глазу на глаз не оставляет места для сомнений, что всё это – рядом, по-настоящему и касается каждого. И война, показанная не в лоб, а знаками, с помощью видеопроекции, созданной мультимедиа художником Егором Лавровым, – ощущается как реальность, неотвратимость, постоянный фон.
Смотришь на знаки, а сознание само производит нужную работу – дописывает, представляет, осмысляет. Как луч проекции вырисовывает светом на поверхности сцены силуэты (бегущий лис, бегущий мальчик, бегущие солдаты), так актёр Иван Писоцкий каждым своим жестом, взглядом, словом высвечивает в зрителях забытые или запрятанные ощущения, переживания, мысли, – те, что охватывают, когда встаёшь на свой путь, когда оказываешься на своём месте.
Питер теряет самое дорогое. Отправляется на поиски друга. Ломает ногу. Попадает в безвыходную ситуацию, выйти из которой ему помогает пришедшая неожиданно помощь в лице
женщины, Волы. Она была на войне, невольно совершила убийство, и теперь не может простить себя за гибель другого (и одновременно за гибель собственной души).
Волу играет тот же Писоцкий. Из маленького мальчика, который в порыве отчаяния, от недетского чувства вины, бьёт себя кулаком по голове, как бы наказывая, он превращается в мрачную, грозную женщину с деревянной ногой, спрятавшуюся в лесной глуши, дёргающуюся поминутно от воспоминаний и от полученных когда-то физических травм.
Питер помогает ей собрать себя заново – разыгрывает её жизнь в виде спектакля с участием марионеток, созданных самой Волой. Он помогает женщине понять, что та безосновательно
заключила себя в тюрьму собственного прошлого, что она достойна идти дальше – другой, исцелившейся, освободившейся от чужой роли, в том качестве, в котором всегда хотела (до войны она мечтала учить детей). Получается спектакль в спектакле, ещё одна притча – сказание о птице, которая всё потеряла, все свои способности, но смогла возродиться. Создать эту целительную сказку Питеру косвенно помогла его мать, которая после своей смерти оставила сыну веру в то, что каждый, как бы ни было сложно, может возродиться, как Феникс, и начать сначала. Мать, которая говорила: «Даже если всё-всё плохо, мы всегда можем возродиться и начать заново».
Параллельно мы наблюдаем линию Лиса. Превращение в него происходит нехитрым способом – актёр натягивает оранжевые митенки или оранжевый капюшон. Но главное – в этот момент он становится по-детски непосредственным, чуть наивным. В этом образе он искренно удивляется тому, что, скорее, должно вызвать ужас, и яростно бросается на защиту того, что ему по- настоящему дорого – на защиту своих новых лесных друзей, которые становятся для него и новой семьёй тоже.
Все персонажи в лице Ивана Писоцкого проходят свой путь героя. На нём – и опасности, и неожиданная помощь, и научение той жизненной мудрости, которая выше страха, разочарований, обид, боли. Все они проходят свой путь по отдельности, но всё же – связаны, помогают друг другу идти там, где это, казалось бы, невозможно. История, показанная глазами разных персонажей, которые прошли сложный путь преодолений и препятствий, сходится в итоге в одной точке.
Любое человеческое лицо меняется – оживает, начинает светиться, если становится свидетелем высокого момента жизни, обострённых переживаний. Когда на сцене, в лице актёра, происходит не просто игра, но сложная душевная работа, движение духа, души, зал меняется – становится умнее, светлее, добрее. Так происходит и на спектакле «Лис Peace». Адресат здесь непростой: подростки – аудитория требовательная, чуткая к малейшей фальши и заискиванию. Обращение к
ним должно быть и обращением к себе тоже. Тогда что-то получится.
Иван Писоцкий здесь – актёр-друг, актёр-сообщник, товарищ для зрителя. Он с ним на одной волне – не ниже, не выше. Не боится неидеальности, не скрывает волнения, которое становится неотъемлемой частью образа. Это волнение не имеет ничего общего с неумением совладать со своими чувствами. Напротив – это способность довести до предела всё многообразие
переживаний, осмыслить их, оформить в зримый образ. Облечь в ясную, доступную, понятную форму, встреча с которой заставляет душу проснуться, начать искать ответы на то, что долго скрывал, замалчивал, от чего отворачивался.
Возможно, это надуманное предположение, но кажется, что, пересобирая личности своих персонажей – Питера, Волы, Лиса, – он пересобирает и свою судьбу, свою личность тоже. Его
внутреннее состояние, наполнение формирует зрительское впечатление, направляет его. И в этом – главное исцеляющее, терапевтическое воздействие спектакля. Его преобразующая идея меняет состав воздуха в зрительном зале, его плотность, заставляет услышать время, которого остаётся всё меньше до момента, когда придётся отвечать за свои поступки – совершённые и не случившиеся.
Вспомнилось вдруг: «Главное в этой жизни – найти своих и успокоиться». Это фраза героя Сергея Маковецкого в фильме «Мне не больно». Применительно к спектаклю «Лис Peace» вспоминать Алексея Балабанова, на первый взгляд, кажется не к месту. Уж слишком разные по эстетике и духу. С другой стороны – он же, Балабанов, его творчество, – тоже, отчасти, про внутреннюю войну, про борьбу с собой и обстоятельствами. И тогда вопрос: как найти, сберечь и не потерять своих? Силой духа. Любовью. Не той, что основана на эмоциях, – грош им цена в моменты реальной угрозы и кризиса. Но любовью, основанной на вере в то, что двое – это не двое, не два раздельных существа. Двое могут быть единым целым, если каждый стремится навстречу другому и всем существом остаётся с ним, за него, даже если разлука, даже если ошибки, непонимание, трудности, даже если отбросило далеко друг от друга.
Об этом можно написать, можно сказать – и оказаться неуслышанным в назидательности и высокомерии. А можно прожить самому и предложить присоединиться к этому процессу – ощутить, как хрупка жизнь и как сильны могут быть самые слабые и незащищённые – все мы, каждый из нас. Иван Писоцкий с Юлией Каландаришвили и всей командой «Театрального проекта 27» делают это – проживают и ненавязчиво приглашают стать соучастниками этого переживания, осмысление которого очень важно. Всегда, даже когда связи между людьми распадаются.
Екатерина Сырцева окончила факультет журналистики, затем магистратуру по истории в Южно-Уральском университете. Работала пресс-секретарём и редактором сайта ЮУрГУ, корреспондентом и обозревателем газеты правительства и законодательного собрания Челябинской области «Южноуральская панорама». Сотрудничает с изданиями «Собака»,
«Страстной бульвар, 10». С 2016 года участвует в семинарах театральных критиков под руководством Ирины Холмогоровой, организованных Союзом театральных деятелей РФ. Принимала участие во Всероссийском семинаре по работе со зрителями, организованном Российским академическим молодёжным театром (Москва), в форуме театральных менеджеров «Место действия» (Санкт-Петербург).