Театр на нартах
Стас Зверев
Когда и как на Крайнем Севере заиграли театральные куклы?
В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Это увесистый, почти столетней выдержки, альбом, даже скорее, исторический артефакт. В нём документы, фотографии, рапорты, набранные на печатной машинке, а главное - рассказ о великом переходе театра кукол через всю Камчатку в Заполярье и обратно. Это бесценные путевые дневники подвижников культуры, проводников театра, которые 18 декабря 1935 года дали в Петропавловске-Камчатском своё первое представление – спектакль «Синьор Помидорчи».
Камчатский театр кукол сегодня реконструировал некоторые моменты из истории Театра на нартах. Зрители могут прикоснуться к копии того самого альбома, вглядеться в лица на фотографиях, познакомиться с уникальной историей. Разноцветные диоды отмечают на карте маршруты театральных экспедиций, что, словно морозный узор, вьются по территории Камчатки и Чукотки. Посетители выставки проникаются местным колоритом, глядя на кукол-аборигенов работы сегодняшних художниц театра. Понарошку «чаюют» в юрте-чуме, слушая дневники театральных первопроходцев.
Театрализованная выставка: «Единственный в мире театр кукол на нартах. Камчатка 1935-1946. Люди и куклы сквозь пространство и время» - это путешествие к точке отсчёта, к зерну, из которого вырос театр кукол на Камчатке. В 1935 году из Москвы на полуостров прибыли первые артисты-кукловоды – соратники всемирно известного кукольника Сергея Образцова. Поезда и пароход доставили в Камчатскую область великолепную четвёрку: Дзерожинский, Корнилов, Степанова, Киляков. Это состав театра с 35-го по 37-ой год.
4 декабря 1935 года газета «Камчатская правда» вышла с заголовком: «Начал работать кукольный театр»: «Приступил к работе кукольный театр областного отдела народного образования. Началась подготовка пьесы Любимова и Юдиной — «Синьор Помидорчи» для ребят среднего школьного возраста. Основная тема пьесы — человечное отношение к животным. Постановка представляет собой цирковое зрелище с участием дрессированных животных и зверей (кукол), где противопоставляются методы и приёмы дрессировки Дурова приёмам итальянского дрессировщика Помидорчи, приехавшего на гастроли в СССР. Пьеса идёт в оформлении художника Л.А. Кузьминой. Музыка Ан. Романова. Куклы — работы скульпторов Ерёминой и Солнцева. Следующими работами театра предполагаются пьесы: «Лиса Патрикеевна» (монтаж народных сказок) для ребят младшего возраста, «Гармонь» А. Жарова для взрослых и ряд эстрадных номеров. Первый спектакль театра —18 декабря. До этого (в десятых числах) театр выступит в программах детских передач городского трансляционного узла».
И так, запомним, 4 декабря пошла работа, а уже 18 декабря 1935 года в Петропавловске-Камчатском кукольники дали первое представление – спектакль «Синьор Помидорчи» в постановке Дзерожинского и… И пересели на собак! Зимой 1936 года стартовал первый переход театра на нартах, протяжённостью более 780 километров. Маршрут по долине реки Камчатки: Петропавловск-Камчатский – Начики – Мильково – Козыревск –Ключи – Усть-Камчатск. Что же это такое было: Театр на нартах? Инициатором театра кукол на Камчатке в альбоме-артефакте назван заслуженный артист РСФСР товарищ Гавриил Гловацкий. Он был артистом до революции. После 1917 года работал в Петрограде, затем занимался становлением советского театра на Украине, в Одессе. В 30-х годах полностью посвятил себя театрам Дальнего Востока. Организатор театра кукол на Камчатке – это товарищ Дзерожинский. Благодаря его энергии и общительности, его отчётам, заметкам, рапортам и радиограммам и остался заметный след в газетных строчках тех лет. Режиссёр, массовик и кукловод, движок театра – это Александр Корнилов. С 1937-го по 1939-ый год в театре работали Дзерожинский, Невежин, Сахарова, Котельникова. С 1939-го по 1940-ой год: Дзерожинский, Корнилов, Сахарова, Котельникова. Плюс баян. В разные годы пел баян в руках Николаева, затем в руках Голынского. За пять лет с 1935 по 1940 годы наши герои показали 590 спектаклей. Прошли 212 населённых пунктов. Очаровали 78 тысяч взрослых и детей. Совершили семь чудес! А как иначе назовёшь – семь экспедиций вдоль и поперёк Камчатки. Тысячи километров были пройдены! И морем, и на собаках, и на оленях, и пешком. Настоящий подвиг! Они несли русского Петрушку народам Севера. Не требовали ясак, не меняли водку на пушнину. Они шли к людям как люди театра.
А природа здесь сурова ко всем без разбора. Вот малая выдержка из путевого дневника актёра Камчатского передвижного кукольного театра: «Здесь начинается перевал хребта. Двигаемся ощупью, так как уже не видно ничего. Круто поднимаемся вверх, на правый хребет. Здесь первый косогор. Неожиданно летим вниз и не видно куда. У меня на спуске опрокидывается нарта. Поднимаю её с трудом, собаки дёргают, не успеваю вскочить, и она летит вниз — на другие нарты. Слышу визг собаки, попавшей под нарту. Опять поднимаемся. Глубокий снег. Пурга слепит глаза. Брови, ресницы, воротник кухлянки, малахай обледенели. Подъём ещё круче». Сейчас, когда на Камчатке проводится гонка на собачьих упряжках Берингия, до старта каюров, трассу пробивают, накатывают снегоходы. А тогда?! Совсем другое дело. А вот один из способов поставить собак в упряжке и тогда, и сейчас одинаковый. Метод прост: впереди бежит собачка-девочка и за ней уже несётся вся упряжка.
Презрев трудности, театр на нартах несётся, движется к детям Севера. В газетных заметках и радиограммах с далёких северных точек товарищ Дзерожинский рапортует о пути следования и радости встреч с театром на нартах. Вот, к примеру, цитаты: «Уже тысячу шестьдесят километров проехали мы, а покамест сделали лишь половину пути. Ительмены, коряки окружают театр тёплым, трогательным вниманием. Из далёких кочевий на оленях приезжают смотреть говорящих кукол», «Спектакли приводят в неописуемый восторг. Дети и взрослые одинаково непосредственно встречают нас. По-новому ощущаешь значение кукольного театра в этой обстановке как проводника культуры в среду кочевых народностей Камчатки. Популярность наша велика». «Много лет существует селение Хайрюзово. Много бьют коряки пушного зверя, много ловят рыбы. Жить стали зажиточно. А с развлечениями плохо, скверно поставлена культработа. И вот приехал к нам кукольный театр. Ничего подобного здесь раньше не видели. Группа преподавателей: Юшин, Ерёмина, Капшун, Яровенко, Нослова, Тищевская». «И много, много таких писем. Тепло становится на душе, сознавая, что театр занёс радость и оживление в эти места, природными условиями оторванные от культурных центров».
Сквозь пространство и время театр движется к детям. Летом, конечно, по морю. Глубокой осенью – зимой на собачках – без вариантов. Казалось бы, зима - всё сковано и замерзает. Сиди у печки – грейся. Отнюдь, это летом к центральным районам полуострова нет пути. Дебри непролазные. Реки бурные. А зима - это как раз путь «зимник». Ледовый панцирь – это путь сообщения, дорога вглубь Камчатки, единственный способ прямого общения. Да ещё и «хозяин», то есть бурые камчатские медведи в своих берлогах до тепла спят. «Зимник» и сейчас дорога важная. Это до села Мильково сегодня трасса хороша. А дальше уже дороги нет. «Да ещё лет 30 назад знаменитые горячие источники вблизи посёлка Малки казались тридевятым царством», - делится воспоминанием посетитель выставки Антон. «А когда везли сметану из Мильково, она сама сбивалась в масло. Поверите? Так ухабисто было».
На минутку представьте тогдашний путь театра на нартах сквозь пургу, бураны, вопреки стихии. Немыслимые переходы для нескольких мужчин и женщин, не рождённых и не выросших на Крайнем Севере, но воистину породнившихся с ним. Это был другой мир. Вряд ли тогда коряки, эвены, ительмены называли себя малочисленными. И языки не были исчезающими. Посёлков было больше, интернатов меньше. Тогда наверняка спасала артистов северная экипировка: торбоза с чижами, малахай, кухлянка. Вряд ли без национальной одежды северян можно было б далеко уйти в этом белом безмолвии камчатских просторов. Шли артисты - не за табуном оленей, не за корюшкой, а чтобы показать детям за тысячу километров от областного центра Петрушку. Артисты, как и местные жители, были кочевыми. В Петропавловске-Камчатском у них даже своего угла толком не было – только проходная комната.
О женщинах – особый рассказ. С одной из них неразрывно связано второе дыхание Театра на нартах в жёсткие военные годы с 1941-го по 1946-ой. А затем в 1960-е и 1980-е. Здесь, на Камчатке, она осталась навсегда. Это заслуженная артистка РСФСР Татьяна Петровна Корсак. Театральный и человеческий подвиг которой, воспел в своих очерках почётный гражданин Петропавловска-Камчатского, преподаватель Камчатского колледжа искусств Валерий Кравченко. В январе 1941 году актриса Татьяна Корсак, родом из белорусского Полоцка, по личной просьбе прибыла на Камчатку работать в театре кукол. После начала войны в театре кукол остались только двое – Александр Корнилов и Татьяна Корсак. Передвижной или портативный театр, как его называл артист, затем художественный руководитель и муж Татьяны Корсак - Александр Корнилов. Передвижной, потому что на нартах. Портативный, потому что театральные декорации должны быть обязательно разборные и непременно компактные. В книге Андрея Федотова «Техника театра кукол», изданной по инициативе Всероссийского театрального общества в 1953 году в Москве, находим такие строки: «Камчатский областной театр кукол применял для устройства своей ширмы бамбуковые палочки, соединённые между собой гильзами от охотничьих патронов. Благодаря необычайной лёгкости материала круглая ширма диаметром 2 метра 30 сантиметров с полукруглым задником и занавесом помещалась в сложенном виде в чемодан, который легко мог нести двенадцатилетний мальчик». Да, конечно, такую ширму нельзя перегружать оформлением, она оживает благодаря сердцу артиста. А артисты в театре на нартах были всем - и организатором, и художником, и конструктором, и кукловодом, и каюром. «Я люблю здесь всё – землю, грязь, море», - говорила Татьяна Корсак.
Камчатский театр кукол благодарит Союз театральных деятелей России и Камчатское отделение СТД РФ за поддержку в воплощении проекта театрализованной выставки-экскурсии «Единственный в мире театр кукол на нартах. Люди и куклы сквозь пространство и время». За сохранность этой истории огромная благодарность главному театру кукол страны. Спасибо и Камчатской краевой научной библиотеке имени Крашенинникова за помощь, за литературу.
Стас Зверев - мастер сцены Камчатского театра кукол.