В одном наушнике
Лидия Фрицлер
«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень
Спектакль-грибница, альманах Бориса Павловича «Лес» разрастается по стране. В тюменском молодежном театральном центре «Космос» прошли показы под названием «Лес. Космос» — это шесть перформансов, так или иначе связанных с философией Владимира Бибихина. Сначала ребята собирались на ридинг-клубы,
читали труды философа, общались. Потом в свободной форме придумывали проекты: так получилось шесть небольших «Лесов». Их показывают в один вечер, зритель перемещается от одной локации к другой.
Зрители собираются на улице, около Текутьевского кладбища в центре Тюмени. Им приходит ссылка на чат-бот в Телеграме, где рассказывают о маршруте. Нужно прогуляться минут двадцать: сначала по Малыгина до Мельникайте (это довольно серая, промышленная часть города), затем по Мельникайте до Геологоразведчиков
(здесь движение более оживленное и деревьев больше), по Геологоразведчиков (совсем зеленой и уютной) до «Космоса». Пока идешь, тебе предлагают послушать аудиозапись: цитаты Владимира Бибихина сменяются рассуждениями нейросети на основе его текстов. Получается несколько сумбурное, но при этом вполне
осмысленное эссе об единстве и разобщенности, о жизни и смерти, о том, как лес — природа, все живое — дышит и меняет нас к лучшему.
Создательницы предлагают оставить только один наушник, чтобы слышать, что говорит город. И
город откликается: на фразе о несчастных слышится горькое причитание женщины на автобусной остановке, на словах об единстве и автономности иду вдоль дома, где в разное время жили мы с мамой и бабушкой — такие близкие и такие далекие. Прогулка — способ остаться наедине с собой и с городом, взглянуть на привычные
улицы и дома иначе, прислушаться к звукам, фразам. Я иду по знакомой мне улице, знакомый мне голос в наушнике говорит о связи слов и понятий. Я всматриваюсь в деревья, думаю о том, как их корни разрастаются на много метров вниз и вширь.
«Лес. Отражение» (создатели Алла Коротаева и Оксана Сысоева) начинается с детского смеха. Женский голос говорит ребенку: «Ты хороший», «Я люблю тебя», и пока невидимый ребенок радуется, лепечет, смеется. Постепенно «градус» этих фраз меняется до: «Я тебя ненавижу», «Пошел вон», а смех переходит в слезы. Это
один из пластов перформанса. Другой — цитаты Бибихина о детстве, о том, как ребенок воспринимает язык и чувствует мир, это также аудиозапись. Третий пласт — видеоряд, на котором сначала зрители видят маленьких детей: плачущих, смеющихся, весело шагающих по улице с книжкой на голове, словом, разных, но одинаковых в своей непосредственности, естественности. Эта непосредственность дает перформансу толчок для развития. Видеоряд сменяется: теперь там мелькают большие города, потоки машин, огни. Текст Бибихина тоже меняет направление — теперь речь идет об опьянении, об экстазе. Эти понятия тесно связаны с лесом, мистериальностью леса и природы: «Лес тогда и пожар, огонь страсти. Когда Аристотель называл первовещество лесом, он имел перед глазами этот лес», — написано у Бибихина.
Кажется, прослеживается следующая параллель: ребенок — естественное, неистовое начало, у него нет рамок, он — лес, «огонь страсти». Этот огонь страсти нельзя тушить ненавистью. Женский голос снова говорит: «Я люблю тебя», и лес отзывается заливистым смехом.
«Лес. Один» — проект Никиты Герасимова. В гримерке «Космоса» царит красноватый полумрак, на полу, в центре этой небольшой комнатки, лежит крупная ветвистая коряга. Звучит цитата Владимира Бибихина. Никита входит, снимает футболку с надписью «Победа» и начинает танцевать с этой корягой под звуки костра. Сначала кажется, что ведет он, но затем все больше и больше ощущаешь, что ведет дерево, лес, природа. Эти 7–10 минут движения наполнены драматургией, которая выражается через пластику: вот Никита ведет, а теперь ведет ветвь, он опирается на нее, как на костыль, затем она давит на перформера, заставляет согнуться. Этот медитативный танец основан на переносе центра тяжести, в какой-то момент перформер целиком опирается на ветвь, отрывает опорную ногу от земли, и слышится легкий хруст: но коряга не ломается. Все то время, пока Никита танцует, звучат этнические мотивы: низкие, не особо плавные, и слышится шум костра. Все это похоже на ритуал: если хочешь стать «лесным человеком» — проходи обряд инициации.
Следующая работа — «Лес. Галочка». Это диалог с Наилем Сагитовым, который расспрашивает зрителей, что те делают «для галочки», а потом показывает сделанную наспех («для галочки») презентацию. Здесь фигурирует «человек косматый», но это — лишь герой рассказа, друг Наиля. Рассказ затягивается, переходит в обсуждение дипломной работы автора, но если помнить о концепте «это все для галочки», то в целом, что бы ни сказал Наиль, все можно расценить как нечто уместное. В конце звучит считалочка: выбирают, подобно детям, кто
будет галить — галочка — Галочка, Галя, эта игра слов создает финал разговора. Все те вещи, о которых говорили зрители, — делать уборку, краситься, выходить замуж, встречать гостей, получать диплом — «для галочки» превращается в «для Галочки», для конкретного человека. Все эти, местами странные, местами смешные
дела и вещи — для тебя. Абсурдность, кажется, доведена до предела, экзистенциальный вопрос о смысле тех или иных действий стерт милой шуткой.
Следующий перформанс «Лес. Точка невозврата» — это игра с картами от «Уно». Получился интересный аттракцион, однако не обошлось без шероховатостей. В самом начале ведущая (она же создательница перформанса — Мадина Саткеева) прочла список «масок» и предложила придерживаться одной из них на протяжении
всей игры. Если у участника остается одна карта, и она не подходит для игры, то нужно выкрикнуть название своей маски. Однако эта сложная механика не прижилась на показе: может, зрителям было сложно воспринимать и запоминать названия масок. Два раунда по пять минут происходят в обычных правилах «Уно»:
каждому участнику выдается по 7 карт, он должен положить в центр карту, номинал или цвет которой совпадает с уже лежащей на столе картой. После раунда нужно подсчитать очки, которые у тебя остались: числа на красных и синих карточках нужно принять за отрицательные, на желтых и зеленых — за положительные. Сумму всех чисел отмечаем на бумажной шкале (небольшие шкалы приклеены на столе около каждого участника). Если число положительное — то все хорошо, если отрицательное — это, по словам создательницы, повод задуматься о своем моральном самочувствии. Можно сказать, что разгрузка в виде игры разбавила атмосферу, позволила ненадолго выйти из философии Бибихина.
Последняя работа — «Лес. Реинкарнация» Настасьи Кохан. Зритель наблюдает за операцией: перформерка в медицинской одежде оперирует дыню. Это же проецируется на экран, параллельно пищат приборы, отмеряющие жизнь «пациента». Девушка вырезает на дыне квадрат, аккуратно достает оттуда что-то красное, все обрабатывает, ставит дынную плоть на место, заклеивает лейкопластырем. Не получилось: протяжно пищит прибор, «пациент» не
выдерживает. Тогда перформерка мягко разрезает ее и достает семена. Она предлагает зрителям посадить эти семена в землю: чтобы жизнь, оставшаяся на столе хирурга, обрела себя заново. Выносят нарезанную дыню. Это похоже на какой-то ритуал: чтобы жизнь шла дальше, нужно съесть кусочек и посадить
семечко. Цикличность всего — удачная тема для завершения показов и для анонса второй сессии тюменского «Леса».
Получается следующая траектория движения: зритель идет от погружения в себя к познанию другого и «леса» — как бибихинского, так и абстрактного, личного «леса». Ценно, что нашлось место разным форматам, темам, юмору; что личное высказывание соседствует с текстом Владимира Бибихина, вдохновлено им, но не
перебивает его и не тонет в нем.
Лидия Фрицлер - магистрантка РГИСИ.