Женщина у окна
Алина Сагачеева
Актерский портрет Полины Одинцовой
Полина Одинцова – актриса Московского театра юного зрителя, в труппу театра была принята в 2013 году. В актерскую профессию пришла поздно, окончив в том же году ВТУ им. М.С. Щепкина (курс В.М. Бейлиса и В.Н. Иванова), когда ей было 29 лет. Первое высшее образование актриса получила в Высшей школе экономики по специализации «Стратегическое управление финансами фирмы». В ВШЭ Полина Одинцова училась вместе со своей сестрой-близнецом Александрой Титовой, и обе в итоге стали актрисами.
За восемь лет служения в МТЮЗе Полина Одинцова сыграла более полутора десятка ролей. И в каждой роли «просвечивается» личность актрисы. По своей природе она мягкая, женственная, утонченная, хрупкая. Нельзя не поразиться ее открытости, переходящей в уязвленную наивность. По своей внешности актриса субтильна до «прозрачности»: модельный рост 170 см., тонкая фигура, аккуратное «кукольное» лицо, большие узко посаженные глаза, кроткая улыбка смущения. По описанию можно подумать, что типаж Одинцовой – травестийная актриса, которой в самый раз играть молодых особ и юношей. Но, несмотря на свою внешнюю хрупкость и доминирующие мягкие черты характера, внутренней энергии и твердости, которые актриса по крупицам «выдает» в своих ролях, ей не занимать. Когда приходишь на спектакль с ее участием, сразу готовишь себя к тому, что увидишь ее героиню мягкой, кроткой, немного угловатой, с мелкими движениями. Ожидания оправдываются, но на короткое время актриса умеет удивить своей непредсказуемостью, мощной энергией и вырывающимся наружу лицедейством.
В спектакле Саши Толстошевой «День рождения Смирновой» по пьесе Людмилы Петрушевской героиня Полины Одинцовой - Полина Шестакова - совершенно разная: тихая, застенчивая, зажигательная, решительная. За эту роль Полина Одинцова была номинирована на «Золотую маску» в 2019 году как за лучшую женскую роль. Шестакову мы видим в начале спектакля, стоящую у окна спиной к нам, словно сошедшую с картины Каспара Давида Фридриха «Женщина у окна». Будто она – виновница торжества, к которой никто не пришел. Но появление именинницы Эли меняет акценты, и мы понимаем, кто тут гость. Положение тела Шестаковой в пространстве кухни, где сидят подруги, подчеркивает ее «подчиненность» по отношению к Эле. Контрастно смотрятся их позы: Эля (Екатерина Александрушкина) старается занять как можно больше места – кладет ноги на табурет, «растекается» по столу, наклонив корпус в сторону Полины и расставив локти в сторону, чтобы поговорить с ней по душам. Шестакова же старается занять как можно меньше места на стуле, желая превратиться в точку, движения ее мелкие, неуверенные. Она что-то мурлычет себе под нос, прежде чем заговорить, подбирает слова, стесняется или боится пить налитое чинзано. Шестакова – такая «девочка-припевочка», хотя она жена и мать двоих детей. С появлением Риты мизансцена меняется, Полина находится отдельно от подруг. Эля с Ритой будто кооперируются против Шестаковой, ведь она среди них выделяется. Несмотря на то, что она дважды мать, у нее больные родители и проблемы с мужем, она прекрасна. Туфли на каблуках, по фигуре сидящее платье, ухоженные прибранные волосы. Но по мере уменьшения чинзано повышается градус в крови героинь, и тогда Шестакова меняется, уходит в отрыв. Она отчаянно танцует, словно желает скинуть вместе с танцем всю накопившуюся боль и проблемы в семье. Танцует нелепо, но от всей души, наяривая, стараясь отдать энергию каждому зрителю. В танец она привлекает и «пришибленную» Риту. Можно сказать, что это «звездный час» Полины Одинцовой. В финале после всех разговоров и танцев, когда три подруги выходят на улицу, мы видим, что друг без друга они не могут. Мы их не слышим, но и так становится понятно, что вместе им хорошо.
В спектакле Андрея Гончарова «Семья Грей» по рассказу Шервуда Андерсона «Братья и смерть» Полина Одинцова играет мать Луизу. Луиза в этой истории не просто мать и жена, она «сердце» семьи, неспроста мы видим муляж сердца на пустой сцене после ее первого появления. А история семьи Грей сложная – здесь нет идиллии, у каждого в семье свой путь, каждый борется за самого себя. И только Луиза, наполненная любовью к каждому, пытается сохранить семью. В рассказе Шервуда Андерсона Луизе около пятидесяти, чего не скажешь по виду актрисы. Она одета в черный комбинезон без рукавов, подчеркивающий стройную фигуру. Первый раз она появляется с рулоном искусственной травы, и с этого рулона, принесенного матерью семейства, начинается обустройство пространства. Вообще, тема земли и травы важна в спектакле, ведь семья Греев – фермеры. В этой истории Луиза является посредником между мужем Джоном (Андрей Максимов) и детьми. Она стремится к гармонии в семье, чтобы дети и муж были счастливы. И кажется, что для Луизы дети и муж – это два огня, между которыми она мечется. Она верная жена, любящая и обожающая своего мужа. В сцене, где Джон сидит на троне с огромной маской-шлемом быка, она робко подсаживается к нему рядом на узкий табурет и заботливо наклеивает мужу бороду и усы как признак мужественности и мудрости. Будто без покорной жены он не глава семьи. Обязательно нужна та, которая будет наклеивать бороду и усы, чтобы он чувствовал себя «быком», главой семьи. Перед этой сценой с Джоном Луиза резко появляется и эффектно поет в ответ на неподобающее поведение детей. Это появление Луизы, как и танец Полины Шестаковой в спектакле «День рождения Смирновой», – для Полины Одинцовой шанс продемонстрировать свои данные. В этом плане интересна и сцена семейного обеда с супом, который, конечно же, приготовила мать. Перед тем, как семья сядет за стол, все исполняют «Аллилуйю». Во время обеда Луиза сидит рядом с мужем, корпусом подаваясь в его сторону, с кротостью и любовью смотря на него. Ведь он – глава семьи. Создается видимость счастливой семьи, которая постепенно рушится. Деревья, посаженные когда-то отцом Луизы, Джон велит вырубить, младший сын умирает от порока сердца, а сам дом оказывается в финале буквально разобранным по частям. И останутся все у «разбитого корыта».
В спектакле Камы Гинкаса «Где мой дом?» по пьесе Сергея Давыдова «Республика» Полина Одинцова играет Ярославу, такую же беженку, как Ольга (Виктория Верберг) и Данил (Илья Созыкин). Появляются герои внезапно – стучат в окно с холодной улицы, желая попасть в тепло и уют. Это становится метафорой дома и чужбины, герои хотят обрести дом в России, уехав из родного Таджикистана, который стал чужим местом. Ярослава первая преодолевает «границу», просовывая голову в форточку и открывая окно другим. У нее в руках пакеты, которые крепко прижимает к себе, боясь потерять то, что осталось от той прежней жизни. Еще у Ярославы чемодан, набитый гранатами, будто привезенными с жаркой родины. Потом эти гранаты окажутся рассыпаны по полу, как часть прежней жизни, которую не вернуть, а «человек с кистью, камнями и лопатой» (Руслан Рафаелов) их остервенело собирает этой самой лопатой. Но, несмотря на ненужность, отсутствие своего места в своей стране, Ярослава в исполнении Полины Одинцовой не отчаивается. В ее голосе нет злости, как у Ольги, или надрывных нот. Она говорит энергично, с радостью и даже каким-то восторгом, вспоминая свою родину и соотнося ее с холодной Россией. Улыбка постоянно на ее лице. Движения мелкие, застенчивые, но врывается героиня в свои монологи активно, словно ожидая, когда же договорит партнер по сцене. Ярослава – героиня робкая, но воодушевленная, готовая помочь соотечественникам. Она предлагает им спелый гранат, в финале помогает Ольге прочитать текст с листа, который та плохо видит без очков. В финальном монологе Ярославы на нее так падает свет, что ее лицо становится словно сошедшим с картин эпохи Возрождения – светлая кожа, тонкие черты, большие чуть слезящиеся глаза и легкая полуулыбка. В этом монологе у Ярославы слова, которые прекрасно характеризуют не только ее героиню, но и саму актрису:
«а я говорю спасибо за все
и пусть будет так
и лишь бы не хуже
и в целом пойдет
привыкла
своя».
Всепрощение и самоотдача, которые читаются между строк, – то, что олицетворяет Полину Одинцову и ее героинь. Все они – натуры ранимые, робкие, осторожные, с пламенным сердцем внутри, горящим ради других.
Алина Сагачеева – студентка курса «Театроведение и драматургия» в Школе сценических искусств Константина Райкина.