12 Июнь, 2022

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева

О пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

О пьесе «Почтамт» Глеба Планкина, молодого уральского драматурга, в Москве стало известно на фестивале молодой драматургии «Любимовка-2021». В том же сентябре в Шадринском драматическом театре был поставлен по ней спектакль.

Сюжет пьесы «Почтамт» знаком многим людям, которые работали на нелюбимых работах, общаются с начальниками, которые порой не столь вежливы. Герой, не влиятельный и не сильный, но добрый и умный, восстает против иерархии, насилия и глупости. Он продолжает тему маленького человека из гоголевской «Шинели». Вновь появляется надежда, что этот маленький человек когда-нибудь, да и заслужит внимания и уважения. Мы чувствуем эту иерархию каждый день, мы делаем то, что нам не хочется, и нам кажется, что мир хочет нас съесть и выплюнуть. Порой выход — это все взорвать, дойти до крайности, взбунтоваться, пойти по пути Ницше или пойти по пути Камю. Пьеса показывает, что этот выбор возможен.

Референс
Пьеса начинается с эпиграфа, взятого из романа Чарльза Буковски «Почтамт»: «Они дадут тебе денег, чтобы не сдохнуть с голоду. Но на побег не хватит никогда». Эта отсылка очень важна, так как мы подходим к теме ретроспективно, можем сравнивать с заданной формулой. У пьесы и романа много общего. Начнем с того, что и Буковский, и Планкин работали на почте, а значит были хорошо знакомы с нюансами, погружены в эту институцию. Роман автобиографичен, пьеса же отчасти. В двух случаях мы имеем дело с автофикшеном. Оба героя молодые мужчины, которые вынуждены работать на почте. Правда, здесь возникает важное различие между ними и их причинами работы на почте – если Чинаски, герой романа, не способен на что-либо иное, он выходец из низших слоев общества, делает ставки и много пьет, то герой Планкина Егор, молодой человек, химик, собирается писать диссертацию, и на почте он работает из-за того, что в институте нет грантов, а значит, и денег. Стоит отметить, что оба героя сильно конфликтуют на почте с начальством, со своими антагонистами: Чинаски с Джонстоном, а Егор с Сашей, супервайзером. Сюжет в обоих случаях линеен с открытым концом: у Планкина к Егору стучится в дверь полицейский, и нам остается лишь догадываться, что произошло дальше; у Буковски Чинаски после странной и запойной ночи просыпается и решает написать роман про свою жизнь. Примечательная деталь, что у обоих авторов почта горит, что является следствием действий главных героев. Лексика пьесы и романа снижена, это повседневный язык, смешанный с матерными и грубыми выражениями. Язык в пьесе Планкина наполнен различными сокращениями, которыми пользуются молодые люди. И роман Буковски, и пьеса должны рассказать нам о поколении людей, которые напрасно тратят свое время и более того не очень-то и знают, на что стоит тратить это время. Тот «грязный реализм», которым называют часто роман Буковски, рассказывает об обыкновенных людях, вышедших из маргинальных слоев общества, их повседневность передается без прикрас, грязно и правдиво. Конечно, эта отсылка настраивает нас на определённое восприятие этой пьесы. Егор осознаннее подходит к жизни и ощущает, что что-то явно с этим миром не так. В самой первой картине Егор говорит: «Нажал, и заработало все. Мотор ревет, жизнь идёт. Как будто включил ее. Жизнь настоящую». И мы видим, что пьеса не только про потерянную молодежь, которая впустую растрачивает время, а про что-то еще.

Сюжет
Место действия – периферия, далеко от Москвы. Мы погружаемся в неприятную реальность героев, в ужасную рабочую атмосферу почты. В середине первого действия начинается пандемия коронавируса. Она влияет на отношения между героями, усложняет ситуацию. Конфликт Саши и Егора доходит до кульминации; уже во втором действии, и это будет центральное событие в пьесе, Егор узнает, что Саша нелегально вешает долги на сотрудников почты, занимается вымогательством. Вера говорит Егору: «Бесполезно... Я обзвонила уж всех, у нас пол города выплачивают просто процентами с зп, другая половина просто уволилась, горбатится в другом месте... И все равно почтамту должны.... Кого-то посадили даже...» Саша хочет сделать то же самое и с Егором, но у него не получается. Егор начинает встречаться с Верой и хочет избавить ее от этого долга, защитить от несправедливости. Во втором действии Егор хочет заразить Сашу коронавирусом. Они начинают драться. В полицейском участке мы узнаем, что Саша проворачивает свою махинацию не один, а находится в сговоре с полицейским. Саша предлагает Егору два выхода из ситуации: или он соглашается на недвусмысленное предложение Саши встретиться на следующий день и «хорошо провести время», или всем сотрудникам почты грозит опасность, каждый поплатится, если Егор сделает неверный выбор. Под таким давлением Егор соглашается на условия Саши и просит ключ от почты, чтобы закончить кое-какие рабочие дела. Саша выдает ключ и уходит. Егор выходит из полицейского участка и идет на почту. Там он смешивает химические элементы в кастрюле, повсюду разливает бензин. Он уходит и через несколько секунд происходит взрыв. Егор сильно напивается и на следующее утро не помнит, что было накануне.

Почта – резиденция адаВесь коллектив ненавидит работать на почте, отсюда возникает раздражение ко всем окружающим. Работники не уважают друг к друга, начальники грубо разговаривают с подчиненными. Почта – место ненависти, она обнажает человеческую сущность. Часто в пьесе звучит сравнение почты с цирком. Так говорят посетители, так говорят инкассаторы. Для работников почта – это убогое место, где они вынуждены работать, потому что вариантов особо нет. Безнадежность охватывает почти всех героев. При этом можно взглянуть на это чуть шире. Почта – это одно из множества таких же мест, сервисов, которые работают плотно с людьми и обслуживают их потребности. На месте почты можно представить банк, магазин, МФЦ, список можно продолжать долго. Это механическая работа, которая поглощает человека, работник выполняет свои обязанности бессознательно, отчуждаясь от своего труда. Но здесь проблема не только в персонале, но и в людях, которые заходят в эти места.

Есть эпизод, где нам показана внешняя сторона работы почты – понедельник, в помещении много людей, работает три окна. Когда Егор вежливо просит человека показать определенную бумагу и объясняет, что без этого документа не может выдать посылку, то тот сразу начинает агрессивно вести себя, переходит на мат и оскорбления. Более того, стоящие в очереди женщины, которым работники вроде как ничего плохого не сделали, начинают обзывать Машу, девушку, которая должна их обслужить. Такая реакция не вызывает ни у кого эмоций, она настолько обыденная, что работники почты получают право на ответную грубую реакцию, что и происходит в конце, когда Егор кидает бумагу в лицо мужчине, а Маша выходит из себя, беря канцелярский нож в руки, угрожает порезать себя, если все не выйдут из почты и не выстроятся в очередь с полутораметровой дистанцией. Ненависть и неуважение со стороны клиентов ведет к обратной ненависти и агрессии уже работников по отношению к ним, а позже эта модель поведения практикуется и в коллективе. Конечно, если человек применяет насилие в ответ, его не оправдывает то, что к нему отнеслись так же. В данном случае грубость становится языком взаимоотношений, и это хорошо отражено в пьесе.

В современности есть тренд на благоприятную рабочую среду, которая уберегает сотрудников от выгорания. Работники принимают определенную этику поведения, и харассменту нет места в современной прогрессивной рабочей среде. Конечно, почта не про это. Она не про современность, хотя туда внедряют, например, электронную очередь по талонам или заполнение документов онлайн. Но это все внешнее. Почта не меняется, она застыла внутренне, она все та же, как мы читаем в романе у Буковски. Между романом и пьесой разница примерно в 50 лет. Грубость, безнадежность, пренебрежение – все это неотъемлемая часть этого места и многих других таких же. Люди не выработали или не признали новый язык коммуникации.

Не просто так Егор в сцене, где он выясняет отношения с Сашей, спрашивает его, слышал ли он про «going postal». Саша не слышал. Это выражение появилось в американских СМИ в 1990-х. Оно обозначает серию убийств на почте в 80-90-х годах в порыве эмоциональной ярости и агрессии. Первый инцидент произошел в 1986 году. Работник почты убил 14 и ранил 6 сослуживцев. На почте такие инциденты стали частым явлением, позже этот термин стал применяться при массовых убийствах на рабочем месте и также в местах с большим скоплением людей. В этой связи концовка пьесы понятна: Егор подстраивает взрыв почты, но никому не наносит вреда.

Бегство
Егор понимает, что с этим миром что-то не так. Автор намекает нам на то, что Егор, подобно Нео, герою «Матрицы», - избранный, видит и чувствует больше, чем ему позволено. Появляются разные намеки на «Матрицу». В самом начале пьесы Егор говорит, что ему бы хотелось включить настоящую жизнь, нажав на одну кнопку. Эта реальность не может быть взаправду, слишком она банальна и жестока. Ее трудно принять. Как я уже сказала ранее, бунт и непринятие – это выбор Егора. В этой связи Егор пополняет ряд таких же чутких героев, которые видят больше, чем другие, пытаются противостоять злу, миру, смыслам и в целом находятся перед распутьем – стоит ли подчиниться этой иерархии или нужно что-то изменить. Здесь вспоминаются разные герои и русской, и зарубежной литературы, от бальзаковского Растиньяка до Раскольникова. Герой Планкина вписывается в традицию критического реализма второй половины XIX века. Мне кажется, и Нео («Матрица», 1999 год), который сравнивается с Егором, отлично вписывается в этот ряд.

Виктория Корнеева - студентка 3-го курса Культурологии НИУ ВШЭ, участница фестиваля «Любимовка 2021», одна из создателей электронного журнала Yлица.

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.