Простые слова мешают счастью
Ангелина Шляпина
«Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр
Спектакль с провокационным и неоднозначным названием заставляет задуматься о вечных проблемах. В центре событий находится семья, состоящая из дедушки, папы и внука. Парадокс в том, что каждый из них не понимает своего отца. Главный герой работает заместителем директора магазина, отказывается от повышения – боится ответственности. В истории есть «бывшая», но с ней, как и с высокой должностью, герой расстается из-за того же страха. Но вот появляется лучик света, жизнь обещает стать лучше. У героя случается служебный роман. Правда сотрудница годится ему в дочери…
В работах Ивана Миневцева четко прослеживается несколько тем, которые он исследует – современный мир и человек в нем, его комплексы и фобии, отцы и дети, одиночество среди людей и поиск родственной души, попытка вырваться из навязанных социальных и возрастных стереотипов. Вспомним «Черный апельсин» Даны Сидерос, где дети хранили смертельную тайну от всего мира и не могли установить нормальный диалог с родителями. А еще «Идиот» Достоевского. И вот «дебил» Игоря Витренко вписывается в контекст всех челябинских постановок режиссера, даже объединяет обе, ранее поднятые проблемы. Здесь показан не только вечный конфликт отцов, их детей, но и конфликт современной жизни, боязнь людей выйти из зоны комфорта. Эти проблемы показаны в свете отношений влюбленных мужчин в одну девушку. Каждый из них считает возраст другого неподходящим для отношений.
Спектакль поставлен на малой сцене, с минимальными декорациями – лишь белые ковровые дорожки, они напоминают подиум, который выполняет роль всех локаций. Лаконичность – отличительная черта спектаклей режиссера. Многие работы выполнены в одном цвете: в «Черном апельсине» – в зеленых тонах, в «Бунине» – в белых, в «Горке» – тоже в белых. Почти голая сцена не отвлекает от самого действия, все сосредоточено на игре актеров, поэтому актер «обнажен» перед зрителем. К тому же зал разделен на четыре сектора, между которыми и находятся «подиумы», так что зрители наблюдают за происходящим с нескольких сторон. Создается иллюзия погружения в действие. Подиум - не единственное, что напоминает показ мод. Фишка спектакля – особые танцы. Хореографом выступила Екатерина Казанцева. Ее танцевальное направление – vogue, модельное, с нотками высокомерия и независимости. Для него нужны определенная грация, умение подать себя. Здесь танцы являются неотъемлемой частью истории. Они объединяют героев вопреки их большой разнице в возрасте. Не танцуют только два героя: дед и внук. Но почему? Первый, в исполнении Рината Загидуллина, не так сильно участвует в сюжете. Дед, как и его внук, осуждает отца. Уже в начале внук возмущается его поступком – тем самым роковым танцем на концерте. Возмущение (наравне со смущением) нарастает параллельно с виртуальной популярностью главного героя Толи Толстова. Отчасти, потому что периодически появляется одноклассница Рита (Ксения Согрина), желающая познакомиться с новоиспеченной звездой интернета. В итоге находит любовь в лице его сына, отрицающего все ее попытки поговорить. Ведь он тоже влюблен, но в девушку старше него. В нее же влюблен и отец. Оба упрямо не признают свой возраст, осуждают друг друга за это.
В неожиданном для зрителей образе предстает Антон Ремезов (Толя). Он пластичен, раскован, уверенно стоит на каблуках. Долгие тренировки, за которыми наблюдало театральное сообщество в Instagram артиста, не прошли зря. Зрители смущены, но чуть позже они «заразятся» энергетикой спектакля, вольются в эти сумасшедшие танцы. К своеобразным четким движениям добавляются костюмы: туфли на высокой платформе, «голые» платья, прозрачные комбинезоны, корсеты, украшения из мармеладных мишек и графический макияж. Но не все одеты в одинаковые платья для клуба. Через наряды прослеживаются и характеристики героев. Главная красавица, разбивающая сердца мужчин всех возрастов, – Ксюша (Анастасия Шеронова) в обтягивающем комбинезоне с пластиковым корсетом. Сбоку комбинезона вшита прозрачная ткань, обнажающая не только ноги, но и бедра актрисы. Ее подруга Валя (Ксения Скобелева) в не менее откровенном наряде из пайеток – юбка до колен, топ, держащийся на двух ниточках и оголяющий всю спину. Одноклассница Рита, напротив, с некой детскостью. В пачке, длинных сережках, с хвостиком, стразами на лбу. Туфли на платформе не только у актрис, но и у главного героя. Его яркий образ встречает нас еще на афише спектакля. Его костюм выдержан в стиле глэм-рок: штаны и укороченный пиджак из футуристической серебристой ткани, надетый на голое тело. Все это еще больше подчеркивает его желание быть наравне с сыном-подростком. Хотя последний, наоборот, носит футболку с композитором-классиком. Этот момент так же указывает на разницу между отцом и сыном.
Все сделано так, что независимо от места действия создается ощущение вечной вечеринки. При этом нет ни одного традиционного клубного элемента декора, кроме диско-шара. Кажется, вот сейчас герои переоденутся в обычные джинсы-рубашки и отправятся на работу – но нет, формальное стремление выделиться будет с ними всегда, даже когда Толя и Ксюша находятся в своих квартирах и переписываются в мессенджере. Они в «онлайне», но на сцене сидят и смотрят друг другу в глаза. Пожалуй, не хочет меняться только Дима (Дмитрий Хозин), сын Толи. Он единственный, кто не сомневается в своем возрасте и совершает ожидаемые от него поступки и ошибки. Толя не хочет взрослеть. И не видит в этом проблемы. Взрослая жизнь требует решительности, и ее порой больше у сына. Конфликт в том, что родители и дети не слышат друг друга, не понимают переживаний. Проблема может быть надуманной, но для кого-то она важна. И это уже чуть больше, чем общение родителей и детей, это особенности общечеловеческого общения.
Толя на протяжении спектакля заметно меняется. Сначала он занимает хорошую должность, ухаживает за молодой девушкой, носит яркий, вызывающий костюм. В финале он сбрасывает «мишуру» и возвращается к родным людям. Подходящая модная фраза: «быть, а не казаться». Толе не хватает смелости и решительности, чтобы жить, как он хочет. Маша (Юлия Миневцева), бывшая возлюбленная Толи, тоже оставляет попытки изменить жизнь. Актриса снимает неудобные каблуки, украшения, накладные волосы. Она в безысходности садится на пол. Ксюша предпочитает более настойчивого парня, «достигатора» – шумного, решительного и нахального. Главное, подходящего по возрасту. Хотя Александр Дегтярев (Достигатор, он же Фил) немного скован, что расходится с ожидаемым образом персонажа. Толя – его полная противоположность. Ксюша не меняет костюм, в ней остаётся надежда на что-то другое, более близкое ей по духу. В финале отцы и сыновья находятся в одинаковых фуфайках и шапках-ушанках. Символично, что они все вместе мастерят скворечник – начало новой жизни.
Порой мы сами вгоняем себя в рамки, стыдимся, если другие так не делают, боимся делать то, что нам нравится, быть не как все. Мы, как и главный герой пьесы, боимся сказать «люблю» – жене, «справлюсь» – начальству, «обещаю» – сыну. Эти и другие подобные простые слова мешают счастью.
Наверное, именно на таких современных пьесах, как эта работа драматурга Игоря Витренко, молодым зрителям нужно показывать решение волнующих их проблем.
Ангелина Шляпина - выпускница факультета журналистики Челябинского государственного университета. Пишу о культуре города в газете «Университетская набережная», «Челябинский рабочий». Также работала с журналом «Сноб», «План Б». Являюсь помощником проекта «Прогрессивная театральная общественность».