Повседневное дело
Анастасия Демидова
«Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы
Спектакль «Легасов: надо жить» Тульского академического театра драмы открывает проект «Жизнь замечательных туляков», посвященный нашим землякам, оставившим след в истории. Премьера состоялась 22 февраля 2022 года. Жанр спектакля обозначен как драма в одном действии, но его можно также назвать документальной повестью для театра. Постановка продолжает одну из репертуарных линий, в основе которой - пьесы современных авторов, и одновременно открывает новую тему – это первая история, в центре которой – реальный герой.
И если для театра это своего рода эксперимент, то для тульского драматурга Рагима Мусаева основа спектакля – продолжение серии произведений, основанных на подлинных событиях. Он же – автор пьес о знаменитых туляках следующих постановок проекта: о писателе, философе, ученом, ботанике Андрее Болотове и конструкторе-оружейнике Сергее Мосине. Для режиссера Анны Терёшиной это тоже первый опыт работы с такого рода пьесой, но постановка «Легасов: надо жить» продолжает режиссерскую тему о человеке, столкнувшемся с непростыми обстоятельствами и вынужденном сделать выбор: сдаться или остаться верным себе.
Этот спектакль - посвящение Валерию Алексеевичу Легасову, учёному с мировым именем, химику-неорганику, члену правительственной комиссии по расследованию причин и по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Все художественные решения спектакля идут поверх документальной истории, которая здесь первостепенна. В целом, спектакль создан с социально-просветительской целью: даже в родном городе Туле далеко не все знают, кто такой Валерий Легасов, какой подвиг он совершил. А идея художественного вымысла, вплетенного в документальную историю, - показать героя не только ученым, но и живым Человеком с большой буквы; глубже раскрыть конфликт между политическим и моральным выбором.
В отличие от пьесы спектакль имеет обратную композицию и открывается монологом начальника смены ЧАЭС Бориса Баранова (Игорь Небольсин), где он обращается к уже погибшему к тому моменту Легасову. Фактически это своего рода эпилог, послесловие, вынесенное в начало. Дальнейшие события разворачиваются ретроспективно.
Основное действие происходит в 1986 году на международной конференции экспертов МАГАТЭ в Вене, где Валерий Легасов должен выступить с докладом о случившейся аварии. Журналисты набрасываются на ученого с провокационными вопросами, отвечая на которые он погружается в воспоминания: о прощании с женой, о посещении врача, о встрече с шахтерами-земляками, о принятии важнейших и труднейших решений и т.д. Для журналистов – это работа или поиск сенсации, а для Легасова – целая жизнь, полная противоречий, сложных выборов, где именно от него зависит судьба людей и стран.
И те, и другие явления разворачиваются в едином пространстве, сценография Ирины Блохиной остается неизменной. Стена-трансформер - то просто фон, то становится экраном, на который транслируются маленький город Припять с цветущей сиренью до аварии, Чернобыльская АЭС, люди в защитных костюмах, другие кадры. Музыка сопровождает действие и переключает атмосферу в соответствии с событиями: она – своеобразный переход от конференции (громкая, тревожная) к воспоминаниям (спокойная) и обратно (музыкальное оформление спектакля – Лариса Козлова). Свет также двойственен: во время доклада Легасов ярко освещен, при погружении в воспоминания на сцене – затемнение.
Журналисты вместе с появившимся чуть позже партработником выступают в роли откровенно отрицательных персонажей. Им противопоставлены сам Легасов и начальник смены Борис Баранов – еще одно значимое для истории действующее лицо: именно он вместе с двумя «толковыми парнями» совершил один из подвигов – с огромным риском для жизни предотвратил мощнейший взрыв, по сравнению с которым первая авария показалась бы «новогодней хлопушкой». Начальник смены то серьезен, то отшучивается, но в его образе мы также видим настоящего героя: он не отступил перед страхом смерти, искренне радуясь тому, что жизнь будет прожита не зря.
В заглавной роли – Вячеслав Федотов. Несмотря на историческое значение Валерия Легасова, это самый скромный персонаж. Ему, находящемуся в эпицентре катастрофы, приходится нелегко, он вынужден принимать решения, от которых зависит судьба будущего человечества, но честно и бесстрашно несет свой крест. Это простой, невыразительный человек в официальном костюме, в нём внешне нет ничего героического, однако, поражает портретное сходство с прототипом. Он умен, хладнокровен, решителен в разговоре с суровым партработником (Александру Барактари), для которого выполнение экономического плана важнее людей. В сцене объяснения противопоставление характеров этих действующих лиц еще контрастнее. Они располагаются друг напротив друга, время от времени меняясь местами. В отличие от эмоционального, размашисто жестикулирующего, совершающего резкие движения политика, Легасов большей частью статичен и спокоен.
Валерий борется с системой, ищет справедливости и правильных решений, так же мирно и твердо пытается защититься перед горсткой досужих журналистов, задающих неудобные вопросы, типа страшного: «А на смерть вам приходилось людей посылать?» И хотя дома у Валерия любящая жена, дети, внуки, он осознанно выбирает подвергать свою жизнь опасному облучению, спасая мир. Совершает подвиг так, словно это обычное, повседневное дело. Здесь есть сходство с советским фильмом «Девять дней одного года» (режиссер Михаил Ромм), где Дмитрий Гусев (Алексей Баталов), зная об опасности облучения, принимает участие в важном эксперименте. Только в фильме жертва во имя науки, а здесь – во имя будущего человечества.
Пронзительна сцена разговора академика с женой Маргаритой (Наталия Забарова). На декорации-стене в этот момент тени: окно, за которым деревья и птицы, а дома – жена в платье теплого оранжевого цвета, уют и идеально выглаженная одежда. Это нежное прощание, просьбы остаться и обещания ждать. Она от волнения сцепляет руки в замок, убеждает, в её глазах блестят слёзы. Крепкие объятия, касание лбами, одновременно любящий и тревожный взгляд. Здесь тот самый мир, во имя которого все жертвы.
Другими положительными и самоотверженными героями в спектакле предстают и тульские шахтеры Сергей и Коля (Дмитрий Чепушканов, Антон Архипов) – молодые парни, которые знают об опасности, но не отступают, живут здесь и сейчас с надеждой на спасённое будущее, радуясь встрече с земляком и с улыбкой спрашивая о повседневном: как найти столовую. Они олицетворяют 450 тульских шахтеров, отправившихся ликвидировать аварию на ЧАЭС.
Несколько раз на сцене появляется маленький Валера (Кирилл Сергеев, Роман Зорин) – он играет, убегая от папы. Папа (Сергей Сергеев) научил сынишку, что самое ужасное в темноте – собственный страх. «Просто включай свет и иди», - думаю, именно эти папины слова звучали у Валерия Алексеевича в голове каждый раз перед лицом опасности. И подтверждение этому - финальная сцена, встреча Валерия Алексеевича с собой в детстве. Важнейшие слова: «Надо жить!», звучащие рефреном весь спектакль и ставшие его лозунгом. Сейчас зрителям этот лозунг необходим, возможно, сильнее, чем когда-либо.
Фото Елены Кузнецовой и Натальи Луневой
Демидова Анастасия - театральный блогер, старший волонтер и руководитель дискуссионного клуба "Слово о театре" при Тульском театре драмы.