О чём грустит андроид?
Анастасия Павлова
«Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск
Театр «Les Partisans» задумал и осуществил ни много ни мало космическую трилогию. В 2021 году режиссер и руководитель театра Павел Зорин поставил три спектакля по пьесам современных драматургов: «Инкогнито, межгалактический бар-караоке» Валерия Шергина, «Дыры» Лидии Головановой и «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина. Несмотря на то, что пьесы, конечно, разные и о разном, нечто общее – в виде «космоса как предчувствия» и космоса как повода поговорить о земных бедах и болях – ощущается в каждой.
Спектакль «Заходит андроид в бар» – это первая постановка пьесы молодого драматурга из Воронежа Данилы Чекрыгина, попавшая в 2021 году в шорт-лист фестиваля «Любимовка». Пьеса написана в жанре научной фантастики, и подкованный зритель легко вычленит из текста прямые и завуалированные отсылки к книгам Айзека Азимова, Филиппа Дика, Пола Андерсена, Рэя Бредбери и других известных фантастов, а также к компьютерным играм того же жанра. Ловить ироничную интертекстуальность и многочисленные «пасхалки» – часть остроумной авторской игры с читателем.
Главная героиня Эллен (Инге Зорина) – колонизатор Марса; она, не выдержав космического одиночества, приобретает у компании «Новая жизнь» друга и соратника – андроида Рори (Денис Назаров). Помогает ей в этом голосовой помощник будущего – искусственный интеллект по имени Кэролайн. Она появляется на экране в виде светящейся голограммы, и в разных режимах общения (дружелюбном или токсичном – что выберет человек) рассказывает обо всех хитростях работы андроидов.
Рори и Эллен сразу находят общий язык, и зритель наблюдает за их трогательным общением и быстрым сближением, возникающим как ответ на холодность чужой планеты: чем враждебнее реальность, тем сильнее потребность в любви и человечности. Рори не подозревает, что он андроид, но истина открывается, когда спустя три года его программное обеспечение устаревает и он приходит в негодность. Эллен вынуждена купить нового андроида последней модели – Эндрю (Тимофей Смагин), но она продолжает любить вечно зависающего и все роняющего Рори.
Композитор постановки Эмиль Усманов создал звуковое пространство, погружающее в атмосферу космической заброшенности. Настойчиво повторяющийся электронный лейтмотив создает танцевальный ритм – идеальный для ломаной пластики человека-робота. Исполнитель роли Рори Денис Назаров отлично воплощает эту пластику в танцевальных фрагментах, где его персонаж пытается управлять непослушным искаженным телом.
Легкость и юмор пьесы создатели спектакля бережно перенесли на сцену. Остроумные находки драматурга удачно воплощены в игре актеров. К примеру, постоянно включающаяся в голове знакомая всем реклама казино. Как навязчивый шум она внезапно прерывает диалоги, заставляя героев прикладывать пальцы к виску, будто от головной боли.
Художники спектакля, создатели медиа и световой инсталляции, Андрей Рылов и Максим Мезенцев, в границах небольшого сценического пространства придумали лаконичный образ космического корабля. Здесь камерность и постоянное стремление героев создать подобие уюта (распечатать на принтере скатерть, свечи, торт) соединяется с холодным слепящим светом неоновых ламп, тонкими вертикальными полосками, расчерчивающими пространство. Коридор из ламп уводит в глубину, где расположены разные отсеки корабля: душевая, спальня, техническая комната. На переднем плане – обеденный стол и два закрытых отсека: с одной стороны – принтер, распечатывающий еду, вещи и роботов, с другой – отсек для переработки, мгновенный измельчитель.
Узнав правду о себе, Рори проводит дни в попытках разобраться в смысле жизни. Он придумывает странные анекдоты, начинающиеся с фразы «Заходит как-то андроид в бар…» Странные анекдоты роботов, по словам Данилы Чекрыгина, были сгенерированы нейросетью, и лишь немного дописаны автором. В устах «сломанного» Рори они звучат словно притчи нового времени, загадочные для человеческого ума, но понятные для андроида. Став бесполезным и устаревшим, Рори предается невеселому философствованию. Его зависающий разум то и дело выдает багги в виде загадочной фразы: «Что в коробке?» Наконец, он объясняет, указывая на автоматы внутри строения корабля:
- А вдруг это не автоматы, а коробки, в которых сидят люди, которым с рождения говорили, что они роботы. И они сидят там, тут, здесь, здесь, тут, там, там и работают на искусственном питании, обезболе и энергетиках. Вкалывают и вкалывают. В маленькой коробочке. Что в коробке? День за днём. Даже не зная, что они могут жить по-другому.Потребность быть живым, ощущая свою полезность, – болезненное человеческое чувство, знакомое каждому. Им «заражается» искусственный интеллект, который слишком много времени провел среди людей, запертых в квартирах или в космических кораблях, и в своих головах-коробках.
Почти между делом Эллен рассказывает о том, что ее отец, военный, покончил с собой, и так обнажается тема страха потери близких и разрушенной семьи. Люди слабы: Эллен страшится потерь, потому что несет груз трагедий своей семьи, и не может от него избавиться. Марсианская колония, хоть и создана человеком, оказывается не предназначенной для его жизни. Логично, что в этом мире остаются, в конце концов, только роботы – будущее человечества.
Черные глубины космоса, в которые настойчиво и с надеждой вглядывается человек, связаны с чувством одиночества, оторванности людей друг от друга. В момент вглядывания в бездну великое, космическое встречается с маленьким – осознанием человеком важности своего интимного мира и страхом потерять его. Но этот страх, на самом деле, так же безграничен, как сам космос.
Спектакль реализован на грант Российского фонда культуры.
Анастасия Павлова - руководитель литературно-драматургической части в Театре кукол Удмуртской Республики, Ижевск.