28 Сентябрь, 2021

Оттенки власти

Елена Жданова

«Лев зимой» Джеймся Голдмена, реж. Геннадий Гущин, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова.

Весной 2021 года в Иркутском академическом драматическом театре имени Н.П. Охлопкова состоялась премьера спектакля «Лев зимой» по пьесе американского драматурга и сценариста Джеймса Голдмена. «Лев зимой» принёс Голдмену наибольшую славу. За постановку исторической пьесы в 1966 году взялся бродвейский театр «Амбассадор». После ошеломительного успеха на Бродвее её решил экранизировать режиссёр Энтони Харви. Он пригласил драматурга в соавторы и снял костюмированную драму в интерьерах старой доброй Англии. Как сценарист кинокартины Джеймс Голдмен получил Оскар за «Лучший сценарий-адаптацию».

Иркутский драмтеатр к пьесе американского классика обратился впервые. Роль Генриха II Плантагенета исполнил режиссёр постановки Геннадий Гущин, а роль аквитанской львицы - Марина Елина. Над сценографией работали художник Виктор Никоненко с дочерью Иларией. Илария создала костюмы, в которых преобладают серые, синие, чёрные, красные ткани, а Виктор, лауреат премии «Золотая Маска», выстроил декорацию замка в виде башен-клеток, которые затянуты лёгкой как дымка вуалью.

По краям авансцены выставлены ростовые фигуры-подиумы. К левой прицеплен огромный, почти ростом с фигуру, меч. На правой закреплены два небольших клинка. Левый – королевский меч Генри, два других олицетворяют сыновей Ричарда и Джона, между которыми развернулась борьба за обладание английской короной.
В глубине сцены трон в виде руки. Он делит пространство надвое. Трон установлен на небольшом поворотном круге, который претенденты на власть вращают в разных направлениях, наглядно демонстрируя шаткость престола. Генрих хочет укрепить империю, поэтому много лет назад заключил с французским королём брачный договор, по которому их дети должны вступить в династический брак. Генрих настаивает, чтобы французская принцесса вышла за Джона; Элинор же хочет выдать её замуж за Ричарда. Кто из сыновей берёт верх, тот и поворачивает трон. Над троном возвышается гравюра Альбрехта Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол». 

Противостояние между членами семьи нарастает от сцены к сцене. Откровенность диалогов обличает зыбкое положение, в котором находится каждая из заинтересованных сторон. С каждой башни-клетки по очереди срывают покрывающую их вуаль. Срывание покровов усиливает драматизм зрелища, в котором «прозрачность» ткани становится символом «откровенности» героев. Ткань-хамелеон в зависимости от света рампы меняет цвет от матово-серого до иссиня-чёрного оттенка. Свет зеркально отражает страсти, которыми охвачены герои. Художник по свету Сергей Скорнецкий, лауреат «Золотой маски», с помощью световых эффектов обогатил психологические портреты героев. Честолюбие, отчаяние, надежды, ненависть, кротость, гнев окрашены в металлические оттенки белого, бронзового, которые сменяют красно-багровые блики, постепенно гаснущие до зияющей черноты сцены. После небольшой паузы свет рампы вновь окрашивает пространство в кроваво-пурпурные, терракотовые, сине-матовые, серые оттенки. Каждый цветовой всплеск увязан с лицом, тембром, пластикой актёра. 

Цветовое решение, в котором выдержаны сценография и костюмы, определяют температуру всего спектакля: англо-нормандская стужа, ненастье, порождённое враждой внутри дома. 

«Мне думалось, - делится своими соображениями Геннадий Гущин, - что это волчья стая. Старый волк уже теряет хватку, и молодые волки готовы на него наброситься и вцепиться в бок. Поэтому мы строили мизансцены таким образом, чтобы они стояли стайкой, которая ждёт момента впиться ему в глотку…» 

Вцепиться в глотку по праву силы. Немаловажным символом спектакля становится бордовое полотно, отождествляющее власть. Оно служит покрывалом, мантией, дорожкой к трону, плащом. По очереди в ткань кровавого цвета заворачивают Элис, Ричарда, Генри, Элинор, им покрывают пьедестал трона, его вешают на меч Генри, его перетягивают между собой Генри и Ричард. Власть и страсть прочно связаны узами брака, которым все манипулируют, и от убийства в финале удерживает только любовь. Так любит ли Элинор Генриха? 

«Любит, - уверена артистка Марина Елина, сыгравшая роль Элинор, жены Генри, - пусть она неоднозначная фигура, но для меня было важно протянуть в роли линию любви. Пусть это любовь-ненависть, но эти чувства сосредоточены в одних и тех же людях. Они не могут жить друг без друга, они не могут жить друг с другом. Любовь к Генри у неё больше, чем к детям, поэтому у принцев такие характеры. Самый любимый сын у неё, конечно, Ричард. Она вложила в него всё, чего лишены другие дети. Может быть, она ждёт от него больше поддержки, больше любви». 

Игру Марины Елиной отличает сдержанность в проявлении чувств и неторопливость в движениях. Плавность шагов, царственная осанка, покровительственная манера держаться демонстрируют масштаб влияния королевы на судьбы европейских домов. В отношениях с мужем и сыновьями Элинор руководствуется амбициями в битве за престол, что деформирует её чувства и оказывает влияние на её поступки. На протяжении спектакля актриса три раза меняет кулоны, которые носит королева. В первой сцене она появляется с зелёным камнем, который в ключевых сценах открытого столкновения с мужем заменяет кулон с красным камнем. 

«Мы пытались проанализировать и донести до зрителя линию, что они все недолюбленные, - отмечает Геннадий Гущин, - Дети брошены, никому не нужны, поэтому возникает вопрос «меня не любили, почему, какие они, родители?» У Элинор и Генри тоже своя беда, любовь-ненависть, довольно страшный оттенок любви, который встречается в жизни».

Жена, поднявшая мятеж против мужа, сыновья, погрязшие в интригах против отца, любовница, которая борется за своё право на Генри, и французский король, который мечтает поквитаться за отца, – собираются в канун Рождества под одной крышей, чтобы выслушать, кого Генрих назначит наследником трона. Так это история о проблемах престолонаследия или запутанных взаимоотношениях в семье? 

«Как мне кажется, в первую очередь это история о семье, в которой происходит и хорошее, и плохое, и конфликты, и радости. Всё как у нас, простых людей, просто на другом уровне, – говорит артист Сергей Дубянский, сыгравший роль Джона, младшего сына, - Джон избалованный ребёнок, который любит себя, родителей, братьев, власть, и всё, что его окружает. Он искренне верит, что он папин любимец и что он станет королём. Когда он понимает, что ничего, как прежде, уже не будет, ему приходится полностью переосмысливать свою жизнь».

Сергей Дубянский играет суетливого, слабого, мятущегося между отцом и братьями принца, который всем мешает и постоянно попадает в неловкое положение из-за собственной недальновидности. Пятый сын Генриха и Элинор самонадеян, а политический азарт искажает его восприятие реальности. Бледно-голубые и серые цвета костюма подчёркивают мягкотелость принца. 

Лейтмотивом пьесы Голдмена является властолюбие, которое воплощено в Генрихе. Он не просто собирает земли под властью английской короны, он мечтает оставить преемника, крепко стоящего на его позициях. Правление Генриха как сжатая пружина накапливает в себе внутренние противоречия, а отцовская выучка делает сыновей врагами, поскольку он поощряет в них жесткость и склонность к интригам, считая, что это поможет сохранить трон Джону. Ум, жаждущий власти как хлеба, застревает в клетке честолюбия и становится близоруким.
К финалу манипуляции Генриха приводят его к разрыву с сыновьями. Элис, сполна испытавшая на себе нрав короля, пытается влиять на его решения. Непосредственность молодости и бессердечие молодой принцессы Дарья Горбунова передаёт через легкость движений, грациозность, чувственность и кровожадность, которая просыпается в ней при первой надежде выйти замуж за Генри. Пользуясь положением фаворитки, она стравливает между собой отца с сыновьями.

«Вот, к примеру, финальная сцена, – рассуждает о человеческой природе Геннадий Гущин, - когда король думал, что сможет казнить сына. Но мы до конца никогда не знаем, на что способны. Мы можем фантазировать, смоделировать в голове ситуацию, а в последнюю секунду в нас просыпается... Мы не знаем, почему мы так поступаем, и не можем, к примеру, убить. Я финал немного изменил. Пусть будет воскрешение. Театр обязан оставить зрителям надежду». 

Элинор, обладая невероятным присутствием духа и незаурядными способностями, смягчает гнев короля. Соперничество между женщинами за власть над королём заканчивается ничем. В финале Элинор и Элис держат свечи, неяркий свет которых не сможет разогнать мрак вокруг, но способен осветить путь каждой из них.
«Если вы обратите внимание на мои спектакли, вы увидите, что для меня женщина – это святое создание, - подытоживает режиссёр, - так я отношусь и к маме, и к жене, и к дочери, и к своим актрисам, с которыми работаю. Элеонору можно оправдать любовью к Генри. В финале она, несмотря на все войны с мужем, поддерживает его, чем возвращает Генри к жизни. Это судьба женщины – быть для мужа последней опорой. У Элис ситуация сложнее. Мы, в общем-то, так и оставили её в этой тюрьме со свечкой, потому что она – жертва. И это тоже судьба женщины: быть и оставаться жертвой».

Плантагенеты, испытывая предел своей силы, останавливаются на краю пропасти, за которой маячит столетняя война. А всадник с гравюры Дюрера движется, не оглядываясь, от тьмы к свету.

Елена Жданова окончила факультет филологии и журналистики ИФИЯМ, выступает как театральный критик с 2018 года. Princess_38rus@inbox.ru

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.