23 Сентябрь, 2021

Игорь Лысов: «Облегчить человечеству существование»

15 и 16 октября на сцене Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского состоится премьера комедии по пьесе Пьера Мариво «Игра любви и случая». Предлагаем вашему вниманию интервью с режиссером спектакля Игорем Лысовым.

— Игорь Владимирович, как бы вы себя представили сами?

— Я профессиональный актер, режиссер, любитель как писатель, драматург; полупрофессионал как фотограф, кинорежиссер. Учился у Товстоногова и Васильева, работал в театре Васильева "Школа драматического искусства" около пятнадцати лет, потом уехал в Эстонию, работал там и в Литве. Перебрался в Россию. Затем началась пандемия. Написал роман, который в этом году должен выйти в издательстве ЭКСМО.

— Почему в кинешемском театре выбор пал на Мариво? И почему именно эта пьеса?

— Время от времени хочется поставить что-то для людей, чтобы зрительный зал улыбнулся. Хочется помочь человечеству облегчить существование. Многие режиссеры пытаются во что бы то ни стало заставить зал смеяться. Мы сделаем попытку вытеснить низкопробное удовольствие.

— Если же говорить о пьесе, то о чем она, как вам кажется? Какова ее идея для вас?

— Поистине влюбленные друг в друга люди могут оказаться перед стеной социальных, религиозных, национальных законов и не иметь возможности быть вместе как супруги. Это, конечно, тяжело. Но в пьесе Мариво «Игра любви и случая» появляется комический момент. Родители, двое отцов молодых людей Сильвии и Доранта, оказались очень демократичными людьми, несмотря на то, что пьеса даже не девятнадцатого века. Это тот век, когда демократия даже не зародилась. Они предложили молодым людям переодеться в своих слуг, чтобы под таким видом лучше разобраться, что к чему. И, если избранник или избранница не понравится, можно разойтись, уехать, забыть эту историю. И вот мы видим, как переодетые в костюмы прислуги Дорант и Сильвия влюбляются друг в друга, и Сильвия с ужасом понимает свою судьбу, понимает, что она не может выйти замуж за Доранта: ведь он — лакей. А слуги этих молодых людей влюбляются друг в друга. Они переодеты в костюмы господ. Как сказать госпоже, думает Арлекин, что он всего-навсего слуга, и как сказать Лизетте Арлекину, что она всего лишь прислуга? И меня этот момент, глупый, шутливый, заинтересовал как нечто неожиданное. Можете себе представить: зал, допустим, четыреста человек, на сцене восемь человек, и только двое не знают об этом переодевании, а все остальные знают. Мне показалось, что я так никогда не ставил, когда зритель знает больше, чем герой. И в этом смысле зритель становится даже не просто наблюдателем, а свидетелем любви, искренней любви и свидетелем невозможности. Можно во время наблюдения за этим розыгрышем много раз пожалеть, что ты решил разыграть людей, потому что разыгрывается на твоих глазах драма, которая тебе смешна, а внутри самой драмы не до юмора, там искренняя любовь. Кроме того, мне понравилась последняя реплика Сильвии. Она говорит: «Вот это и есть настоящая любовь». Когда эти молодые люди проходят через все препоны социального неравенства и остаются вместе. Мне бы очень хотелось, чтобы во время фразы «Это и есть настоящая любовь» зритель благодарно и согласно зааплодировал. Это любовь, которая преодолевает все запреты. Вне любви эти молодые люди никогда бы не решились так поступить. А при помощи инструмента, такого, как любовь, они решаются на сумасшедшие поступки. Вот чем меня привлекла эта вещь.

— Правильно ли я понимаю, что в спектакле век вы обозначать не будете? На самом деле это неважно: семнадцатый век, двадцатый или двадцать первый?

— Совершенно верно. Будут симпатичные декорации, симпатичные костюмы (художник Ирина Бринкус), но ничего такого, что бы отсылало именно к тому времени, к традиции «Комеди Франсез». Один человек любит другого человека. Эта тема не то, что вневременная, она вечная.

— Репетиции у вас проходят необычно, как я знаю. Вы даете много самостоятельной работы актерам. Расскажите немного об этом.

— Да. Попробую сейчас объяснить. Когда актер репетирует утром и вечером ежедневно, он полагает, что механически натаскает себя на исполнение своей роли. Но если он восемь часов в день репетирует под надзором, при помощи режиссерских подсказок, то все, что он будет играть, это воля не его, а режиссера. Актер становится обыкновенным исполнителем. Но мне это совсем не нравится. А вот если мы утром объясним друг другу, в чем сущность пьесы, и разойдемся до завтра, то завтра уже нужно будет показать результат наших размышлений. И актер в этом случае – сам автор роли, сам отвечает за то, что играет. Он получает замечания, принимает их, идет дальше работать, актеры встречаются, занимаются, то есть репетиции идут, и утро, и вечер, но преступно репетировать с актером, который совсем еще не готов, а у режиссера всегда есть такое не очень хорошее качество, как нетерпение. Режиссер спешит видеть готовый результат в своей голове. Так вот, чтобы избавить актера от режиссерских нервов, от стеснения, я даю возможность им самим по-актерски разобраться, как они пекут свои собственные «пирожки», какая у них школа, так они могут сговориться быстрее и показать мне собственный результат. Очень много зависит от актерского партнерства, и, если они сами придумали что-то как партнеры, это уже никуда не денется из спектакля. Я не могу сказать, что у меня были регулярно такие репетиции. Нет. Но последние спектакли, пять–шесть, я выпускал именно так. Выпуск, выход на сцену — это уже работа всего театра, всех цехов, и тогда уже не до своевольничанья, не до самостоятельности; творчество уже находится в руках радиоцеха, осветительного цеха, в руках монтировщиков, в руках реквизиторов, бутафоров. Застольные репетиции я называю «репетициями в белой комнате» и считаю, что из этой белой комнаты можно выходить на сцену только тогда, когда полностью готов спектакль по-актерски.

— Допустим, вы выпустили премьеру и уехали. И вдруг кто-то из актеров уволился, заболел, не дай бог. Нужно сделать ввод. В этом случае ввод разве не труднее будет сделать, чем тогда, когда репетируют традиционно?

— Наверное. Видите ли, в чем дело. Если бы я был руководителем этого театра, я бы об этом думал. А так я как раз хочу поставить спектакль, в который ввестись невозможно. Он сложный по структуре, по конструкции, взаимоотношениям. И нечего его разжижать вводом. Мы репетируем два месяца и потом человек с трех репетиций ввелся? Нет. Не получается. Это всегда противоречие между руководителем театра и режиссером.

— Скажите об актерах несколько слов.

— Я скажу обо всех сразу. Вообще не бывает плохих актеров. Я не видел. Скорее, это вопрос человеческого фактора и образования. С большим сожалением я могу отметить, что значительная часть режиссеров ставит спектакль без учета индивидуальности актера. Просто по типажу. Подходит – не подходит. Черненькая актриса для этой роли, беленькая – для этой роли, толстенький – для этой, худенький – для этой. И человек, актер, потихонечку начинает привыкать, что это и есть театр. А чтобы себя настроить хоть на какое-то удовольствие, актер начинает кривляться. И это большая беда русского психологического театра. Потому что в русском психологическом театре о традиции уже давно никто не вспоминает, ну как бы это все уже давно мавзолей. А какая школа может сегодня противопоставить себя прошлой классической школе? Такой школы нет. Образование сегодня зачастую дается для того, чтобы органично играть в сериалах.

— Какие-то приемы, основа нарабатываются в основном, и всё.

— Конечно. Актеры не могут выражать какие-то тонкие чувства голосом, который будет доноситься до галерки. Поэтому он немножечко шепчет. Это сплошь и рядом во многих театрах. И то, что, например, для актера театра Анатолия Васильева является вполне само собой разумеющимся, в других театрах нужно очень долго доказывать, объяснять азы. Человек не может быть художественно органичен. Он может быть органичен человечески, думая, что этого достаточно. А человеческая органика как раз мешает театру.
На сегодняшний день у меня репетируют очень порядочные, способные люди. Уровень образования у каждого очень разный. Кто-то понимает, чего я от них хочу, кто-то нет, но люди здесь прекрасные. И это качество в прекрасных людях и позволяет нам идти дальше. Ведь в конечном итоге, поставить спектакль – это превратить человека в актера для этого спектакля. Это и есть творческий художественный процесс. Потому что иначе он будет играть одинаково во всех спектаклях.

Александр Воронов — руководитель литературно-драматургической части Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского, арт-директор международного фестиваля русской классической драматургии «Горячее сердце». Учится в Высшей школе деятелей сценического искусства Г.Г. Дадамяна. Живет в г. Кинешма Ивановской области.

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.