09 Сентябрь, 2021

Возможно, за пустотой — что-то

Екатерина Сырцева

«Алеф» по Хорхе Луису Борхесу, реж. Алексей Образцов, театр «Особняк», Санкт-Петербург

КРАСОТА. Что ты чувствуешь, Верочка?
ВЕРА ПАВЛОВНА. Ничего.
КРАСОТА. Ты ничего не чувствуешь?
ВЕРА ПАВЛОВНА. Я ощущаю внутри себя пустоту.
КРАСОТА. И ничего?
ВЕРА ПАВЛОВНА. И ничего.
КРАСОТА. Разве тебе не радостно, Верочка? Разве ты не счастлива?
ВЕРА ПАВЛОВНА. Нет, я ощущаю внутри себя пустоту.
КРАСОТА. Но ведь ты одержала столько побед. Разве ты не чувствуешь себя победителем?
ВЕРА ПАВЛОВНА. Не чувствую, внутри меня пустота.
КРАСОТА. Это не пустота, Верочка. Это Красота. Верочка, внутри тебя Красота.

Александр Артёмов, Дмитрий Юшков. «Что делать»
(из сборника «Неприятные тексты»)

Конструируя свои миры, Борхес всё время как будто оставляет читателя ни с чем. Не ставит вопросов, не даёт ответов. Ощущение, что вот сейчас, ну, вот уже сейчас, уже на следующей странице откроется тайна: что есть жизнь, что — смерть и в чём смысл перехода от первого ко второму. Но тайна не раскрывается.

Спектакль «Алеф» — постановка не одноимённой новеллы, а, скорее, всего сборника. Не только потому, что звучит текст других рассказов. Первоисточник здесь вторичен, несмотря на агрессивное, временами подавляющее выплёскивание огромного количества текста, в том числе борхесовского. Спектакль «Алеф» — попытка осмыслить реальность и природу своих с ней непростых отношений через обращение к Борхесу с его темой двойничества, неопределённостью, надуманностью, отстранённостью и одновременно болезненной страстью познания. Зритель свободен присоединиться к игре в Борхеса, переходящей в игру с Борхесом, или остаться наблюдателем, наслаждаясь или раздражаясь, уставая от мощного текстового потока или растворяясь в медитативных пластических этюдах. Игра не даст ответов, оставит в недоумении и может привести в отчаяние. 

Всё начинается с тихого появления и гипнотического присутствия двух женщин (их, и не только их, играют Елена Калинина и Кристина Скварек). Они корчатся, соблазняют, меняют маски и, наконец, вступают в диалог, обмениваясь кеннингами. За каждой метафорой из двух существительных спрятан предмет. Единственного ответа может и не быть, и стрелы моря могут оказать и кораблями, и рыбами, а дерево отдыха – и скамьёй, и качелями (как и весь этот спектакль может быть и тем, и этим).

Устав друг от друга, таинственные музы вызывают на сцену двух актёров, Александра Плаксина и Кирилла Вараксу, чтобы разбавить своё времяпрепровождение. Те ведут свой диалог, напоминающий капустник, импровизированный разговор о том, что они, Плаксин и Варакса, видели по дороге в театр, о засилье курьеров, о произволе Беглова — да о чём угодно. Постепенно обмен репликами переходит в напряжённую дискуссию о кеннингах, напоминающую споры Публия и Туллия в «Мраморе» Бродского. Только по градусу взаимоотношений первые от вторых отличаются, как русская водка от разбавленного вина древних греков. 

В дальнейшем мы-таки увидим персонажей Борхеса, узнаем историю его несчастной любви к Беатрис и разрыва с ней, увидим завораживающий монолог жрицы из новеллы «Письмена Бога». Но интереснее самого текста будет его преодоление — все будут играть всех, попеременно меняясь ролями, пробуя себя в качестве Беатрис или Борхеса, в роли ведущего или ведомого, актёра или суфлёра, марионетки или кукловода. И всё это – в замкнутом пространстве, в голове одного человека. В голове Борхеса. Или в голове режиссёра Алексея Образцова. Или в твоей голове. Кульминацией становится финальный эпизод с отрывком из новеллы «Алеф», несколько абзацев которого, залитые псевдоконьяком, разыгрываются всем актёрским ансамблем — текст повторяют около тридцати раз, меняясь ролями, сохраняя один и тот же пластический рисунок. В действие вступают фигуры в чёрном. Бывшие до этого момента безмолвными персонажами, тихими тенями, они начинают править бал и каждому определяют своё место.

При всей ясности борхесовской прозы, в ней сложно найти точку опоры, понять, по каким законам существуют созданные им миры. Инвариантность интерпретаций есть и в этом спектакле. При этом нам как будто и не предлагают ничего интерпретировать. Скорее, поразмышлять. Всё это —не столько об идее, смысле, сколько о состоянии, ощущениях, переживании. О поиске и обретении. О потере и отчаянии. О попытке заглянуть за границы обыденности и страхе обнаружить там пустоту. При всей эклектичности и кажущейся нелогичности спектакль структурно продуман очень чётко, почти математически. Перемена мест слагаемых-эпизодов здесь невозможна, настолько плотно прошито сценическое пространство невидимым двоичным кодом, запускающим неслышимую звуковую волну. При всей постмодернистской иронии и деконструкции смысла через смех все два часа действа пропитаны совершенно серьёзным отчаянием. Отсутствие сюжета и линейного повествования даёт свободу для субъективных ассоциаций и ощущений. И даже если режиссёрское высказывание остаётся, возможно, не до конца ясным и сразу считываемым, оно суть живое и страстное, держит в напряжении и выводит «Алеф» из ряда «тёплого» искусства. Это искусство горячее, неистовое и хаотичное. А ведь только из хаоса и неистовства, следуя мысли Ницше, родятся «танцующие звёзды».

«Алеф» логично закрывает триптих театра «Особняк», в который входят ещё два спектакля Алексея Образцова: «Лёд» и «ФевральЯ». Первый — о ничтожности, бессмысленности, абсурдности существования — отдельного человека и всего человечества. Второй — о поиске свободы от этой бессмысленности, об уходе от реальности, навязанной другими или созданной тобою самим — и о невозможности этого выхода. «Алеф» остаётся в пространстве экзистенциальных вопросов, но не даёт ни входа, ни выхода, ни ключа, ни лома, чтобы вскрыть эту дверь. Он погружает в состояние вечного возвращения, заставляет ощутить себя заложником собственной жизни, смотритель в которой — ты сам.

В финале персонажи прыгают в темноту. Что там — неизвестно. Зрители такой возможности лишены — покачиваются под ритмичную музыку или выскакивают из зала, возмущённые тем, что у них только что отобрали стул (и право оставаться в своих комфортных границах наблюдателя) или фотографируют плоский луч света, дающий иллюзию, что его можно потрогать руками. Но как ни отвлекайся на внешнее, внутри что-то тихо скребёт: а что там, в темноте? И что, если там нет ничего? Ни тюрьмы, ни освобождения, ни смысла, ни Бога.

«Алеф» Алексея Образцова — как контрабандист Асеведо Бандейра из новеллы «Мёртвый» —обладает «дьявольским умением подавлять и сбивать человека с толку, ведя разговор то всерьёз, то в шутку». «Алеф» Алексея Образцова — это hecho estetico Хорхе Луиса Борхеса, «эстетическое событие» из эссе «Стена и книга»: ощущение откровения, которое неотвратимо должно наступить, но так и не наступает, мерцающая граница между неотвратимостью и ненаступлением.

Вопрос: что за мерцающей границей? Райские ли кущи с реками безусловной любви и садами исцеляющего смысла? Или там, с той стороны бытия, пустота? Не узнаешь, пока не прыгнешь. Что там ждёт (и ждёт ли) — снова вопрос. Отсутствие ответа не даёт покоя, но только в этом дискомфорте и возможно приблизиться к истине. Своей собственной истине, спрятавшейся за нагромождением букв, символов, знаков, звуков, движений, за глыбами опыта других людей и твоего собственного опыта. «Алеф» — модель мировосприятия, основанного на бесконечном повторении уже случившегося, уже бывшего, на вечном проживании одного и того же момента, способного привести к ответу, но одновременно могущего и разрушить тебя, оставив безвольной куклой в руках рока и неумолимого течения времени. 

«Алеф» — о непостижимости мира, который пытаешься охватить взглядом, осознать во всей полноте, но видишь только потрёпанное лоскутное одеяло из фрагментов и событий — одеяло, которое не греет, но только усугубляет холод пустоты, внутренней и внешней. Возможно, это не пустота. Возможно, за пустотой — что-то. Спасётся лишь тот, кто увидит в пустоте красоту и испытает не страх и отчаяние, но безграничное ощущение душевной наполненности, выводящее за рамки привычного.

Фото Полины Назаровой.

Екатерина Сырцева окончила факультет журналистики, затем магистратуру по истории в Южно-Уральском университете. Работала пресс-секретарём и редактором сайта ЮУрГУ, корреспондентом и обозревателем газеты правительства и законодательного собрания Челябинской области «Южноуральская панорама». Сотрудничает с изданиями «Собака», «Страстной бульвар, 10». С 2016 года участвует в семинарах театральных критиков под руководством Ирины Холмогоровой, организованных Союзом театральных деятелей РФ. Принимала участие во Всероссийском семинаре по работе со зрителями, организованном Российским академическим молодёжным театром (Москва), в форуме театральных менеджеров «Место действия» (Санкт-Петербург).

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.