Скрипач нужен
Ирина Винтерле
"Прощай, конферансье" Григория Горина, реж. Ирина Страхова, Нижегородский ТЮЗ
В перерывах между эстрадными выступлениями к публике выходит конферансье. В перерывах между концертами проходит жизнь артистов. В перерывах между боями на фронте артисты дают концерты. Без конферансье все развалится на отдельные номера, он первым выходит к зрителю, и он же прощается с ним. Человек «между» - самый важный человек, хотя в мирной жизни этого можно было не замечать, принимая как данность.
Структурно спектакль воспроизводит концертную форму: события чередуются с выходами-монологами потомственного конферансье Николая Буркини (Игорь Авров). Они составляют отдельную линию, которая постепенно меняет наполнение и тон (но не стиль!) по мере того, как в жизнь героев входит война, страшнее объявленной – приближающаяся. Как в той картине, где за окном еще спящей пары июньским утром пролетают самолеты, так и здесь: вся прекрасная летняя жизнь первого действия, с розыгрышами, планами и мечтами уже существует «на фоне» войны. Артист Поливанов (Леонид Ремнев), нещадно хорохорясь и переигрывая, исполняет роль героического матроса, но уже с завтрашнего дня понятия о героизме изменятся – для сцены и для жизни.
У времени в спектакле множество явных внешних примет – костюмы, детали разговоров. Дерутся за заветный билет «лемешистки», панически напуган разгромом в газете писатель Лютиков (Дмитрий Соколов). За его страхом эпоха особенно ощутима: негативная статья вместе с мечтающем о «лишней» комнате соседом еще недавно почти гарантировала трагические последствия. Но на фоне исторического времени есть место и для вопросов современности. История конферансье, привязанная к конкретным событиям, выходит за рамки момента.
Как ни странно, этот спектакль в пандемию резонировал с сегодняшним днем6. В катастрофически тяжелой ситуации театры в очереди на открытие оказались последними. Предприятия, торговые центры, авиаперелеты, фитнес, кинозалы, – работайте, театры подождут. Как выяснилось, живым диалогом со сцены можно пренебречь. Сбрасывать искусство со счетов в непростые времена – великий соблазн, поддаваться которому опасно. Вопрос отношения: никто не усомнится в героизме «тех» артистов из прошлого, в значимости их подвига. Но почему-то находится столько сомневающихся в необходимости театра (в широком смысле) сейчас.
Центральная фигура спектакля – потомственный конферансье Николай Буркини. Игорь Авров играет человека эстрады, что подразумевает легкость, живость, неугасимую энергию и умение держать любой зал столько, сколько потребуется – на случай любых непредвиденных обстоятельств. Но помимо этого в герое постоянно чувствуется что-то еще, не проговоренное вслух, не обозначенное явно, но в подтексте точно ощутимое. Всякий зритель с фантазией домыслит сам, какая непримитивная биография дает право конферансье Буркини вести себя так, как он ведет. Николай Буркини категорически настаивает на важности смеха и учит юмору «лемешистку» Веру (Анна Сильчук), требует равных прав для своего автора и друга Лютикова, ставить собственные условия, выдает себя за представителя домоуправления и разыгрывает соседа-подонка. И все это только за один день.
То, что формирует в нем, кажется, неисчерпаемый внутренний ресурс – вера в могущество творческого начала. Невольно подсчитала прямо по ходу спектакля – если в 1941-ом Николаю Буркини, согласно пьесе, около пятидесяти лет, то он родился на излете XIX века, его юность – начало века XX. Богатое событиями время, способное дать много жизненных уроков. И силу возглавить военную концертную бригаду, быть ее реальным командиром, выходить в финале на сцену перед публикой-оккупантом, не теряя при этом бурного жизнелюбия. Артист всегда «отдает», если он хороший артист. Конферансье Буркини щедро отдает друзьям и публике уверенность в том, что все будет хорошо. Сколько такой уверенности остается ему самому при этом – вопрос. Но этой волей преображается его комически разношерстная команда: томная певица (Екатерина Дубинина), дерганый писатель, нелепый баянист (Никита Чеботарев), фальшивый цыган (Александр Котов), трогательный фокусник с голубями (Федор Боровков). И нельзя же разочаровать Веру – совсем еще девчонку, которая решительно следует за объектом своего увлечения повсюду, даже на фронт. Привязанность Веры к конферансье становится историей о восхищении, увлечении и первой любви одновременно. Внимание и нежность, полученные ей в ответ, куда важнее невозможной в этой ситуации взаимности.
Антипод, кривое зеркало для героя – его немецкий коллега, клоун Отто (Алексей Логачев). Сцена в фашистском кабаре проверяет зал на чуткость: если нет аплодисментов после эффектного выхода Отто, значит, все предыдущие полтора действия акценты были расставлены верно. Противостояние конферансье Буркини и Отто не становится соперничеством таланта и бездарности. Талант – то же оружие, и здесь отменно вооружены оба. Еще один вопрос, который с бешеным напором актуализировался сегодня: может ли искусство существовать вне политики, если быть точнее – вне убеждений? Творец ответственен только перед Богом, что не отменяет тонкой грани, за которой Бог спросит не только по творческим счетам.
«Веселый мой Боже», - говорит конферансье Буркини, да и как может быть иначе – он, веселый человек, сотворен по образу и подобию. А когда веселый человек идет на войну, шансы на победу возрастают стократно.
Ирина Винтерле окончила аспирантуру филологического факультета Нижегородского университета (2013). Пишет о театре в формате блога, публиковалась в нижегородских изданиях.