01 Сентябрь, 2021

Скрипач нужен

Ирина Винтерле

"Прощай, конферансье" Григория Горина, реж. Ирина Страхова, Нижегородский ТЮЗ

В перерывах между эстрадными выступлениями к публике выходит конферансье. В перерывах между концертами проходит жизнь артистов. В перерывах между боями на фронте артисты дают концерты. Без конферансье все развалится на отдельные номера, он первым выходит к зрителю, и он же прощается с ним. Человек «между» - самый важный человек, хотя в мирной жизни этого можно было не замечать, принимая как данность.

Структурно спектакль воспроизводит концертную форму: события чередуются с выходами-монологами потомственного конферансье Николая Буркини (Игорь Авров). Они составляют отдельную линию, которая постепенно меняет наполнение и тон (но не стиль!) по мере того, как в жизнь героев входит война, страшнее объявленной – приближающаяся. Как в той картине, где за окном еще спящей пары июньским утром пролетают самолеты, так и здесь: вся прекрасная летняя жизнь первого действия, с розыгрышами, планами и мечтами уже существует «на фоне» войны. Артист Поливанов (Леонид Ремнев), нещадно хорохорясь и переигрывая, исполняет роль героического матроса, но уже с завтрашнего дня понятия о героизме изменятся – для сцены и для жизни.

У времени в спектакле множество явных внешних примет – костюмы, детали разговоров. Дерутся за заветный билет «лемешистки», панически напуган разгромом в газете писатель Лютиков (Дмитрий Соколов). За его страхом эпоха особенно ощутима: негативная статья вместе с мечтающем о «лишней» комнате соседом еще недавно почти гарантировала трагические последствия. Но на фоне исторического времени есть место и для вопросов современности. История конферансье, привязанная к конкретным событиям, выходит за рамки момента.

Как ни странно, этот спектакль в пандемию резонировал с сегодняшним днем6. В катастрофически тяжелой ситуации театры в очереди на открытие оказались последними. Предприятия, торговые центры, авиаперелеты, фитнес, кинозалы, – работайте, театры подождут. Как выяснилось, живым диалогом со сцены можно пренебречь. Сбрасывать искусство со счетов в непростые времена – великий соблазн, поддаваться которому опасно. Вопрос отношения: никто не усомнится в героизме «тех» артистов из прошлого, в значимости их подвига. Но почему-то находится столько сомневающихся в необходимости театра (в широком смысле) сейчас. 

Центральная фигура спектакля – потомственный конферансье Николай Буркини. Игорь Авров играет человека эстрады, что подразумевает легкость, живость, неугасимую энергию и умение держать любой зал столько, сколько потребуется – на случай любых непредвиденных обстоятельств. Но помимо этого в герое постоянно чувствуется что-то еще, не проговоренное вслух, не обозначенное явно, но в подтексте точно ощутимое. Всякий зритель с фантазией домыслит сам, какая непримитивная биография дает право конферансье Буркини вести себя так, как он ведет. Николай Буркини категорически настаивает на важности смеха и учит юмору «лемешистку» Веру (Анна Сильчук), требует равных прав для своего автора и друга Лютикова, ставить собственные условия, выдает себя за представителя домоуправления и разыгрывает соседа-подонка. И все это только за один день. 

То, что формирует в нем, кажется, неисчерпаемый внутренний ресурс – вера в могущество творческого начала. Невольно подсчитала прямо по ходу спектакля – если в 1941-ом Николаю Буркини, согласно пьесе, около пятидесяти лет, то он родился на излете XIX века, его юность – начало века XX. Богатое событиями время, способное дать много жизненных уроков. И силу возглавить военную концертную бригаду, быть ее реальным командиром, выходить в финале на сцену перед публикой-оккупантом, не теряя при этом бурного жизнелюбия. Артист всегда «отдает», если он хороший артист. Конферансье Буркини щедро отдает друзьям и публике уверенность в том, что все будет хорошо. Сколько такой уверенности остается ему самому при этом – вопрос. Но этой волей преображается его комически разношерстная команда: томная певица (Екатерина Дубинина), дерганый писатель, нелепый баянист (Никита Чеботарев), фальшивый цыган (Александр Котов), трогательный фокусник с голубями (Федор Боровков). И нельзя же разочаровать Веру – совсем еще девчонку, которая решительно следует за объектом своего увлечения повсюду, даже на фронт. Привязанность Веры к конферансье становится историей о восхищении, увлечении и первой любви одновременно. Внимание и нежность, полученные ей в ответ, куда важнее невозможной в этой ситуации взаимности. 

Антипод, кривое зеркало для героя – его немецкий коллега, клоун Отто (Алексей Логачев). Сцена в фашистском кабаре проверяет зал на чуткость: если нет аплодисментов после эффектного выхода Отто, значит, все предыдущие полтора действия акценты были расставлены верно. Противостояние конферансье Буркини и Отто не становится соперничеством таланта и бездарности. Талант – то же оружие, и здесь отменно вооружены оба. Еще один вопрос, который с бешеным напором актуализировался сегодня: может ли искусство существовать вне политики, если быть точнее – вне убеждений? Творец ответственен только перед Богом, что не отменяет тонкой грани, за которой Бог спросит не только по творческим счетам. 

«Веселый мой Боже», - говорит конферансье Буркини, да и как может быть иначе – он, веселый человек, сотворен по образу и подобию. А когда веселый человек идет на войну, шансы на победу возрастают стократно.

Ирина Винтерле окончила аспирантуру филологического факультета Нижегородского университета (2013). Пишет о театре в формате блога, публиковалась в нижегородских изданиях.

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.