19 Июль, 2021

Между шин

  Екатерина Звягина 

 Горка" Алексея Житковского, реж. Павел Макаров, Приморский театр молодежи, Владивосток "

За последние два года Приморский театр молодёжи заметно обновил свой репертуар. В ряду новых постановок оказалась и «Горка» по одноимённой пьесе Алексея Житковского. Премьера состоялась ещё осенью 2019 года, но спектакль до сих пор вызывает бурную и неоднозначную реакцию. Пьеса новая, ещё не успела заручиться автоматическим и беспрекословным авторитетом. К тому же режиссура Павла Макарова оказалось непривычной для многих зрителей. 

 Всё начинается с темноты, куда Настя (Дарья Мухортова), главная героиня, посылает сообщения в родительском чате. Там они и растворяются – родители будто нарочно игнорируют её слова. Речь девушки сопровождается действиями с автомобильной покрышкой, на которой написано её имя. Вообще на протяжении всего спектакля шины возникают то как элементы реквизита и декорации (диван, громкоговоритель, ворота детского сада), то как ремарки, а то и вовсе появляются в качестве героев (так была решена проблема большой группы детей на сцене). Шины перекатываются из угла в угол, из одной сцены в другую. Сам образ колеса напоминает древнегреческий миф о Сизифе, герой которого был обречён на тяжёлую, бесконечную и безрезультатную работу: катить на вершину горы в Тартаре тяжёлый камень. Молодая воспитательница детского сада, подобно Сизифу, вынуждена бесконечно отвечать на нелепые вопросы родителей, терпеть начальство, и конца и края этому нет… 

 В огромном чёрном пиджаке, который девушке не по размеру, Настя выглядит ещё более хрупкой и маленькой. Она крутится, как белка в колесе, утопая и в своих делах, и в сообщениях. Её отношения с людьми не ладятся с самого начала. Придя в свой потрескавшийся домашний уголок, актриса упирается в стену, а ее возлюбленный Олег продолжает сидеть, не отрываясь от экрана телевизора – так и говорят, даже не глядя друг на друга. 

Первая сцена в детском саду напоминает какую-то пытку. Включаются неоновые лампы, хаотично развешанные под потолком (похожие можно увидеть в больнице при кварцевании кабинетов). На сцене появляется медсестра, своими повторяющимися механическими движениями и трескучим голосом напоминающая робота. Её имя, Жанна Борисовна, уже звучит как «Электра Форезовна», а её кабинет превращается в настоящую пыточную. Прикованная к медицинской кушетке воспитательница связана не только физически. Все эти допросы и приказы действуют на неё как электрический ток, парализуя и уничтожая. 
Обессилев ещё в начале рабочего дня, Настя отправляется к следующему испытанию – подготовке детского утренника. Зал оглашается детскими криками, создаваемыми всего двумя актёрами. Из одной кулисы в другую натягивается нотный стан, на котором, как нотка, появляется учительница музыки. Передвигаясь вдоль линий, она перебирает их в зависимости от скачущей высоты своего голоса. Такое ощущение, что эти натянутые ленты – ещё и Настины нервы, на которых так нещадно играет учительница. Когда же два педагога начинают выяснять отношения, ленты превращаются в канаты поля для ринга, а впутанных в ссору детей то и дело перебрасывает от бортика к бортику. Настина борьба с окружающими продолжается дальше: голубой свет сменяется милитаристским, зелёным, а на сцену выходит мать Димы, мальчика, которого отправляют на карантин. Вооружённая игрушечным водяным автоматом и готовая к «нешуточной» атаке, она вслед за остальными продолжает наседать на воспитательницу. Из окружающих Настю героев можно было бы составить композицию трёх обезьян: Олег ничего не видит в маске сварщика, её помощница ничего не слышит в наушниках, а таджикский мальчик Озод – не говорит.

 За трудным рабочим днем следует не самый приятный вечер – пытаясь найти контакты родителей, которые не забрали ребёнка из сада, Настя пишет в чат вайбера, но её тут же заваливает гора сообщений. Скорость флуда в чате выражается в её действиях: сначала она медленно подходит к каждой покрышке (они подписаны именами участников и выложены в ряд) и внимательно дослушивает каждое сообщение, но всё сводится к быстрому пролистыванию – перепрыгивая от одного колеса к другому, девушка мечется, не зная за что хвататься. Красный фон нагнетает обстановку. Всё заканчивается тем, что одно сообщение перекрывает другое, а её вопрос так и остаётся незамеченным. Переписка просто заваливает Настю, причём буквально – актриса стоит на одном месте пока на неё надевают шины, до тех пор, пока она полностью не исчезнет. 
Выбраться из всего ей помогает Озод. Когда Анастасии снится сон, появляется музыка, создаваемая актёрами (композитор Роман Столяр). Настин ритм жизни становится более весёлым и жизнерадостным. Завораживает не только звуковое сопровождение спектакля, но и его художественное оформление (художник Егор Пшеничный, художник по свету Эмиль Авраменко). Яркие насыщенные цвета отделяют одну сцену от другой, не нарушая при этом целостности спектакля. Во время сна некогда белые неоновые лампы загораются разными цветами, как вывеска ночной витрины или казино, где девушка сорвала джек-пот. Её мечты прерываются сценой расставания с ребенком, тяжёлой и болезненной. И опять холодным неоном осветили лампы сцену. И опять темнота. 

Противостояние Анастасии достигает своего пика в диалоге с заведующей детского сада. В отличие от пьесы, где Зульфия Фаридовна является самостоятельным героем, в спектакле её реплики поделены между остальными персонажами. Это Левиафан – саму её никогда не видели и известно о ней только со слов Насти. Это миф, созданный самой же девушкой, как, впрочем, и образы окружающих, которые показаны её же глазами. «Настя, я слежу за тобой» - произносит в итоге каждый персонаж, обостряя ситуацию. 
У всех актёров, кроме Анастасии и Озода (Игорь Сушков), по несколько ролей, которые они постоянно меняют как маски на протяжении всего спектакля: Юлию Орышечко можно увидеть в роли Жанны Борисовны и мамы Димы, Олесю Белоконь – в роли музыкального работника и второй воспитательницы, Олег Демчук то появляется как дворник, то как дядя Озода, а то и вовсе бегает ребёнком из группы «Пчёлки» вместе с Сергеем Рюмкиным, у которого также есть ещё одна роль – Олега. Причём маски эти карикатурны: мама Димы предстаёт в образе плакальщицы, дворник напоминает зомби, медсестра – робота… 
Время от времени Насте тоже приходится примерять маски - например, когда она приводит в дом ребенка или когда пытается объяснить маме Димы, почему мальчика необходимо забрать как можно скорее. И вот здесь возникает путаница – первые признаки буффонады проявляются, когда Олег смотрит телевизор (перед зомбирующим экраном герои начинают вести себя неестественно), при этом основным поводом для такого существования является взгляд на персонажей чужими глазами (в основном из представления Анастасии). Получается несколько принципов, по которым переключаются актёры от реалистичной манеры исполнения к утрированно-комической, но правила этих переключений не всегда удаётся отследить. «Истинные» обличия героев проявляются лишь в самом конце, когда они выходят строить горку, застилая её фольгированной плёнкой, в которую они были укутаны. Они больше не являются отражением Настиных мыслей. Обнимая девушку, они будто прощаются с ней. Опять звучит музыка из сна, Анастасия весело взбирается в горку, а потом с криком и хохотом скатывается вниз. И так раз за разом, но уже легко, без какой-либо ноши, постепенно исчезая в темноте.

  Екатерина Звягина - студентка Театральной школы Константина Райкина, направление «Театроведение и драматургия» и продюсерского факультета ГИТИСа. Координатор образовательной программы Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория». Куратор воркшопа «Современный театр. Производство понимания». Куратор дневника Тихоокеанского международного фестиваля современной драматургии "Метадрама" (Владивосток). 

  Фото: официальный сайт театра, автор Мария Бородина 

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.