Дочь артели
Азалия Балгазина
«Жизель Ботаническая» по рассказу Эдуарда Кочергина и монологу Екатерины Тимофеевой, реж. Дмитрий Егоров, Стерлитамакский русский драматический театр, Башкортостан
Постановку «Жизель Ботанической» осуществила в Стерлитамаке постановочная команда из Санкт-Петербурга: режиссер Дмитрий Егоров, художник Константин Соловьев, хореограф Сергей Ларионов, художник по свету Евгений Ганзбург.
Эту удивительную, но невымышленную историю о Жизели Ботанической написал известный петербургский сценограф и писатель Эдуард Кочергин, к чьим произведениям уже не раз обращается режиссер. Доподлинно неизвестно, кто на самом деле является реальным прототипом заглавной героини (она же Гюля Ахметова), но автор уверяет, что это биография одной из башкирских балерин. По кличкам героинь: Лидка Петроградская, Муська Колотая, Шурка-Вечная Каурка, Дашка Ботаническая, Аришка Порченая и др., несложно догадаться, что речь в спектакле идет о представительницах «теневой» стороны жизни, точнее — о жрицах любви, промышлявших «натурой» в послевоенном Ленинграде. Место действия в спектакле — типичный питерский двор-колодец с обшарпанными стенами и зияющими от бомбежек рамами окон (световая проекция). Героини расхаживают по сцене, «профессионально» прислоняясь к стенам. Режиссер полностью сохранил авторский текст, распределив его по персонажам, ведущим повествование от лица автора. Для усиления образа проституток, или как их делили тогда по «среде обслуживания» на: «речных девушек», «дешевок», «чванок», «кооператовок», «ботанических», Егоров добавил некоторым из них песни в жанре блатного фольклора и тюремной лирики. Все они были объединены в одну общую артель, по типу, так сказать, профсоюза. Актрисы создают слаженный актерский ансамбль без перебивок и перетягивания кого-либо из них внимания на себя, тонко чувствуя сценического партнера и плавно продолжая или уступая реплики друг другу. Это не просто артель, а семья, община, чистое сестринство. Каждую «лёгкую» девицу своя нелёгкая привела на панель. Руководила артелью «островных» девиц Лидка Петроградская (Ольга Бовен) – сероглазая блондинка, «симпатия всех островных мужиков, легенда питерского речного флота». У Ольги Бовен это роскошная, вальяжная дама, с репутацией некогда добропорядочной жены. Муська Колотая (Анжелика Гришкина), «красавица, искусно разукрашенная наколками в самых мечтательных местах своего тела» — актриса, обладая ярко выраженной славянской внешностью, создает свою героиню, четко знающей цену своим «прелестям». Шурка-Вечная Каурка «отличалась достоинством и замечательной честностью», поэтому вела кассу и медпункт, имела свою квартирку и кота Абрамея, у Светланы Гиниятуллиной она легкая, подвижная и по-детски непосредственная. Аришка Порченая (Юлия Веретнова) – девица после колонии, актриса придает образу некоторую грузность, взрослость бывалой. Анна (Елизавета Тодорова) и Нюрка (Юлия Карташова) – неразлучные подружки, их музыкальный дуэт самый трогательный в спектакле. Есть еще Екатерина Душистая, обслуживавшая только больших начальников, о ней рассказывают поочередно все героини, уважительно отзываясь как о меценате и благодетельнице, заботящейся о нуждах артели. Дашка Ботаническая (Регина Рушатова) - мама той самой Жизели, от которой девочке в наследство досталась тяга к танцам и “прочим музыкантским затеям”. Родила она свою Гюлю от башкира Ахмета, севшего в тюрьму за “мокрое дело”. Песня со словами ”Она проститутка, а он просто вор”, иллюстрирующая ее короткую жизнь, исполнена актрисой так драматично и экспрессивно, что становится искренне жаль всех этих женщин. После трагической гибели Дашки проститутки взяли девочку под свою цеховую опеку и, заметив в ней склонности к танцам, решили отправить ее учиться в знаменитое Вагановское училище, вложив в нее все имеющиеся материальные и душевные ресурсы.
И если условная первая часть (спектакль без антракта) знакомит нас с суровыми буднями девиц, то вторая — искренняя и пронзительная, раскрывает их чистую человеческую сущность и воплощает мечту каждой из них о лучшей жизни. Именно через опеку над «башкирской сиротой», которую они сознательно холили и лелеяли для высокого искусства, сублимировалась вся их нерастраченная материнская любовь, в ее успехе — смысл и оправдание всей их дрянной жизни. В день выступления Гюли Ахметовой в партии Жизели (Розалина Ягафарова) на сцене Кировского театра девицами был скуплен весь второй ярус. И переполняющая их гордость, и нелепые, смешные ситуации, связанные с первым культурным выходом артели в свет, и шампанское с тостом «Ура!», и цветы и слезы от счастья — всё это подтверждение ненапрасных усилий, торжество и победа той самой лучшей жизни, воплощенной в судьбе девочки, не пошедшей по стопам «островных» девиц. Жизнь, значит, прожита не зря. И вот теперь уже можно смело выйти из тени, крупным росчерком на стене обозначив свое присутствие: «Всем привет от нас. Ура! Шурка, Муська, Анна-Нюрка, Лидка, Ариша» и дружно, громко, чтобы услышал весь мир, затянуть победную «Катюшу».
Азалия Балгазина родилась в Уфе. Окончила Уфимский педагогический колледж и Уфимский институт искусств. В годы учебы одновременно работала в Русском драматическом театре и Башкирском театре кукол. В 2003-2011 годах работала редактором отдела "Культура" научного издательства "Башкирская энциклопедия", вела раздел "Драматическое искусство". С 2012 года главный специалист отдела информационных технологий и реставрации особо ценных документов Архивного Фонда РБ Центрального архива общественных объединений РБ. Работала заведующей музеем Башкирского театра драмы имени М. Гафури. azalia78@inbox.ru