12 Июль, 2021

Дочь артели

Азалия Балгазина

«Жизель Ботаническая» по рассказу Эдуарда Кочергина и монологу Екатерины Тимофеевой, реж. Дмитрий Егоров, Стерлитамакский русский драматический театр, Башкортостан

Постановку «Жизель Ботанической» осуществила в Стерлитамаке постановочная команда из Санкт-Петербурга: режиссер Дмитрий Егоров, художник Константин Соловьев, хореограф Сергей Ларионов, художник по свету Евгений Ганзбург.

Эту удивительную, но невымышленную историю о Жизели Ботанической написал известный петербургский сценограф и писатель Эдуард Кочергин, к чьим произведениям уже не раз обращается режиссер. Доподлинно неизвестно, кто на самом деле является реальным прототипом заглавной героини (она же Гюля Ахметова), но автор уверяет, что это биография одной из башкирских балерин. По кличкам героинь: Лидка Петроградская, Муська Колотая, Шурка-Вечная Каурка, Дашка Ботаническая, Аришка Порченая и др., несложно догадаться, что речь в спектакле идет о представительницах «теневой» стороны жизни, точнее — о жрицах любви, промышлявших «натурой» в послевоенном Ленинграде. Место действия в спектакле — типичный питерский двор-колодец с обшарпанными стенами и зияющими от бомбежек рамами окон (световая проекция). Героини расхаживают по сцене, «профессионально» прислоняясь к стенам. Режиссер полностью сохранил авторский текст, распределив его по персонажам, ведущим повествование от лица автора. Для усиления образа проституток, или как их делили тогда по «среде обслуживания» на: «речных девушек», «дешевок», «чванок», «кооператовок», «ботанических», Егоров добавил некоторым из них песни в жанре блатного фольклора и тюремной лирики. Все они были объединены в одну общую артель, по типу, так сказать, профсоюза. Актрисы создают слаженный актерский ансамбль без перебивок и перетягивания кого-либо из них внимания на себя, тонко чувствуя сценического партнера и плавно продолжая или уступая реплики друг другу. Это не просто артель, а семья, община, чистое сестринство. Каждую «лёгкую» девицу своя нелёгкая привела на панель. Руководила артелью «островных» девиц Лидка Петроградская (Ольга Бовен) – сероглазая блондинка, «симпатия всех островных мужиков, легенда питерского речного флота». У Ольги Бовен это роскошная, вальяжная дама, с репутацией некогда добропорядочной жены. Муська Колотая (Анжелика Гришкина), «красавица, искусно разукрашенная наколками в самых мечтательных местах своего тела» — актриса, обладая ярко выраженной славянской внешностью, создает свою героиню, четко знающей цену своим «прелестям». Шурка-Вечная Каурка «отличалась достоинством и замечательной честностью», поэтому вела кассу и медпункт, имела свою квартирку и кота Абрамея, у Светланы Гиниятуллиной она легкая, подвижная и по-детски непосредственная. Аришка Порченая (Юлия Веретнова) – девица после колонии, актриса придает образу некоторую грузность, взрослость бывалой. Анна (Елизавета Тодорова) и Нюрка (Юлия Карташова) – неразлучные подружки, их музыкальный дуэт самый трогательный в спектакле. Есть еще Екатерина Душистая, обслуживавшая только больших начальников, о ней рассказывают поочередно все героини, уважительно отзываясь как о меценате и благодетельнице, заботящейся о нуждах артели. Дашка Ботаническая (Регина Рушатова) - мама той самой Жизели, от которой девочке в наследство досталась тяга к танцам и “прочим музыкантским затеям”. Родила она свою Гюлю от башкира Ахмета, севшего в тюрьму за “мокрое дело”. Песня со словами ”Она проститутка, а он просто вор”, иллюстрирующая ее короткую жизнь, исполнена актрисой так драматично и экспрессивно, что становится искренне жаль всех этих женщин. После трагической гибели Дашки проститутки взяли девочку под свою цеховую опеку и, заметив в ней склонности к танцам, решили отправить ее учиться в знаменитое Вагановское училище, вложив в нее все имеющиеся материальные и душевные ресурсы. 

И если условная первая часть (спектакль без антракта) знакомит нас с суровыми буднями девиц, то вторая — искренняя и пронзительная, раскрывает их чистую человеческую сущность и воплощает мечту каждой из них о лучшей жизни. Именно через опеку над «башкирской сиротой», которую они сознательно холили и лелеяли для высокого искусства, сублимировалась вся их нерастраченная материнская любовь, в ее успехе — смысл и оправдание всей их дрянной жизни. В день выступления Гюли Ахметовой в партии Жизели (Розалина Ягафарова) на сцене Кировского театра девицами был скуплен весь второй ярус. И переполняющая их гордость, и нелепые, смешные ситуации, связанные с первым культурным выходом артели в свет, и шампанское с тостом «Ура!», и цветы и слезы от счастья — всё это подтверждение ненапрасных усилий, торжество и победа той самой лучшей жизни, воплощенной в судьбе девочки, не пошедшей по стопам «островных» девиц. Жизнь, значит, прожита не зря. И вот теперь уже можно смело выйти из тени, крупным росчерком на стене обозначив свое присутствие: «Всем привет от нас. Ура! Шурка, Муська, Анна-Нюрка, Лидка, Ариша» и дружно, громко, чтобы услышал весь мир, затянуть победную «Катюшу».

Азалия Балгазина родилась в Уфе. Окончила Уфимский педагогический колледж и Уфимский институт искусств. В годы учебы одновременно работала в Русском драматическом театре и Башкирском театре кукол. В 2003-2011 годах работала редактором отдела "Культура" научного издательства "Башкирская энциклопедия", вела раздел "Драматическое искусство". С 2012 года главный специалист отдела информационных технологий и реставрации особо ценных документов Архивного Фонда РБ Центрального архива общественных объединений РБ. Работала заведующей музеем Башкирского театра драмы имени М. Гафури. azalia78@inbox.ru

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.