11 Июнь, 2021

Поглощенная степью

Розалия Махмутова

«Амеля» Николая Крашенинникова, Башкирский национальный театр драмы имени Мажита Гафури, художественный руководитель проекта — Айрат Абушахманов, хореограф Алина Мустаева

В афише к новому спектаклю Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури «Амеля» на белом пустом фоне как бы одним движением руки проведено очертание: след на стеклянной поверхности. Внутри контура, напоминающего мечтательный профиль девушки, раскинуты степные просторы, соединяющиеся с полосами рек и неба. «Амеля» по одноименному роману Николая Крашенинникова – это пластическая поэма, песнь о родном крае, выраженная через хореографию Алины Мустаевой с помощью драматических артистов и живой музыки. Художественный руководитель проекта – Айрат Абушахманов.

Творчество Николая Крашенинникова посвящено описанию дореволюционной жизни башкир. В романе «Амеля» речь идёт о башкирской девушке, которая была оторвана от своего народа и воспитывалась в русской среде, в усадьбе бездетной вдовы профессора Анны Петровны её слугой Ахметом Бакирычем. Именно он прививает девочке любовь к родине, рассказывая ей причудливые сказки и легенды из мира суровых башкирских степей. Повзрослевшую Амелю потрясает судьба своего народа, о котором она знала лишь из книг как о бравых кочевниках и батырах. Символично описана дорога, путешествие в деревню, где девушку посещают противоречивые чувства от увиденного. Покосившиеся избы, голодные и нищие дети, рабство, отсутствие докторов поражают её до глубины души. Уже в шестнадцать лет девушка отмечает контраст между вдохновляющей красотой природы, богатейшими ресурсами и бедной, несправедливой жизнью селян, погрязших в грубых и непристойных нравах. Амеля мечтает изменить жизнь своего народа к лучшему, поэтому решает отдать себя служению родине. Она бежит в платье невесты навстречу новой неведомой жизни, к величественным степям, которые в финале будто поглотят хрупкую девушку.

Спектакль в инсценировке Азалии Балгазиной представляет собой историю в письмах Анны Петровны, которые она пишет то ли своей подруге, то ли сестре. Жанр спектакля создатели определяют как “версия в письмах без слов”. Однако здесь мы слышим как башкирскую, так и русскую речь.

Неоновый синий свет и сизый туман обволакивают пустое пространство малой сцены и зрительного зала. Звучит курай. Лаконичная сценография как будто приглашает нас погрузиться в атмосферу грез. Постепенно сцена погружается в непроглядную темноту. Ведь именно ночью Амеля совершает роковой шаг. В романе она неоднократно спрашивает себя: “Может быть, это сон?” Действительно, во сне или наяву она видит, как мчатся черные кони, всадники стреляют в черных птиц. Амеля мечтает увидеть степи. Художник по костюмам Екатерина Малинина угольными штрихами вычерчивает танцующие фигуры, которые, словно молчаливые призраки далеких сновидений, парами кружатся в дымчато-серых костюмах с национальными элементами: сэлтэр, кашмау, тюбетейки.

Высокая, статная Анна Петровна (Гульнара Амирова) с копной шелковистых локонов, словно холодная статуэтка, плавно передвигается по диагонали сцены. Их линии с Амелей едва пересекаются, они далеки друг от друга. Об этом говорит и печальная примета: падает нательный крест во время крещения Амели. Как исповедь пролетает вереница писем на русском языке о воспитании милой сердцу Козочки (так девочку называет Анна Петровна). Барышня переставляет ударение в имени Амели, вероятно, планируя приобщить её к новым традициям. Но заметим, что имя героини не башкирское, означает «работящая», что передаёт её характер. Амеля близка к земле, к труду, к простому народу.

Дворянско-усадебный быт обозначен скупо, одиноким шкафом-буфетом, у которого возится старый башкир Ахмет Бакирыч (Алмас Амиров). Маленький, сухонький дедушка с глазами, полными доброты и ласки, является носителем степного духа. Он коверкает слова, ссутулившись, приплясывает, напевая старинный мотив. Уверенно, с не свойственной его возрасту смелостью исполнительница Амели в детстве (юная актриса Фатима Нуриева) передает непокорный нрав героини. Она немногословна, сдержанна. “Мне все равно”, - прямо отвечает Амеля при крещении. Девочка послушно разучивает башкирскую дробь вокруг красного ковра, расшитого орнаментом; слушает, как Ахмет Бакирыч на ломаном русском языке читает Льва Толстого, приучая её к литературе.
В спектакле героиня проходит все сакральные стадии инициации и преображения. Рождение – юность – обучение – первый бал – свадьба... Чем старше становится Амеля, тем сильнее проявляется любовь и непреодолимая тяга к родным краям.

На сцене появляется повзрослевшая героиня в исполнении Гульнары Казакбаевой. Стройная, с горящим взглядом, с жизнерадостной улыбкой, она увлеченно читает книгу, не замечая ничего вокруг. Начинается жизнь в институте. Амелю принимает строгая Маман (Алсу Галина-Гафарова) с грациозным профилем, роскошной прической, благородной осанкой. Она с достоинством и расстановкой читает наставления девушкам на французском языке, постукивая указкой, прививает им дисциплину. Амеля старается стать такой же, как другие барышни: она с радостью надевает фартук, шутит, заливается смехом, внося в привычную гармонию новое настроение. Слаженный ансамбль учениц напоминает белокрылых лебедей в пышных платьях. Они словно выписаны пастелью: аккуратные головки с собранными на затылках в маленький пучок волосами, плавные движения, легкость в каждом изгибе тела. Девушки поочередно кладут книги на головы, вытягиваясь в струну, слетаются вокруг большого белого полотна, обучаясь этикету, играя, мечтают о замужестве. 

Постепенно Амеля выбивается из этой лебединой стаи. Её душа раскрывается в танце под названием “Зов степей”, который она придумала сама, учась в институте. Хореография Алины Мустаевой передает экспрессию, дикую, волевую силу героини. Вот она переворачивается через голову, и происходит превращение согласно сказочной традиции — ее тело пластично, как у дикой кошки, она быстра и порывиста, как ветер в поле, ступни вытянуты, как стрелы. Амеля вплетает в танец движения, символизирующие рукоделие и стряпню. Внезапно героиня группируется в позу младенца. Так она возвращается в лоно Матери-земли.

Поездка в деревню – переломный момент в жизни Амели. Она полной грудью вдыхает аромат трав, шагает, раскинув руки, словно обнимая заросли ковыля. На сцене нет декораций, но можно почувствовать простор, ощутить атмосферу степи. Льется музыка в исполнении небольшого струнного оркестра. Слышен негромкий вокал Алсу Бахтиевой под протяжный и земной звук башкирского народного инструмента кыл-кубыз. Амеля пытается вести за собой Анну Петровну, но та отстает, тая вдалеке. Лицо актрисы расплывается в блаженном упоении. Над ней пролетает два могучих беркута, она черпает воду из родника, из глубины сцены слышен волчий вой. Амелю поднимают батыры, и теперь она сама оказывается выше беркутов. Три богатыря (Айдар Шамсутдинов, Ринат Баймурзин, Сагидулла Байзигитов) напоминают трех сыновей Урала-батыра: Идель, Нугуш и Яик. Актеры воссоздают образ ожившей природы, которую, как мы знаем, древние башкиры одухотворяли. Согласно поверьям, у каждого места — горы, пещеры, дна реки или озера, леса — был свой хозяин, которого необходимо было почитать и которому приносить жертвы.

Условно показан заяц в форме мягкого серого клубка. Таким же беззащитным комочком была Амеля, когда попала в дом Анны Петровны. Шарик курута, словно маленькое солнце, привез её сородич. “Синее небо, красное солнце! Ведайте: я люблю вас!..” – восклицает главная героиня в пьесе классика башкирской драматургии Мустая Карима “Страна Айгуль”. И Айгуль, и Амеля натуры романтичные. Им необходимо обрести равновесие, они ищут себя, познавая природный мир и мир чувств: наслаждение жизнью, любовь, потерю родных.

Жених Александр Евгеньевич Дорнбильд (Урал Аминов) появляется с ружьем, как и Ильдар в “Стране Айгуль”. Мы видим, как постепенно сердце героя наполняется любовью: одним взмахом меняет он оружие на цветы. Дорнбильд вытягивается настолько, что его стан похож на копье. Его движения выверены и чётки. Герой демонстрирует почти балетные па, фигура статична, взгляд бесстрастный. Он манерно кружится вокруг своей оси, управляя ногой как циркулем. Так закружила героев и судьба. Или выбор героини?

Вальс на балу симметричен танцу духов в прологе. На девушках венки из роз, они порхают в пышных кружевных юбках. Круги, круги, круги жизни... Действо напоминает вальс цветов. В танце любви виден контраст между Амелей и Александром Евгеньевичем. Она то порывисто отворачивается, то приближается к жениху, но затем снова отдаляется, он сдержанно наклоняется к невесте, обдавая ее робким дыханием и, наконец, делает поддержку. Влюбленные общаются без слов, но мысли их озвучиваются. Снимая венок с головы, Амеля разрывает связь с блистающим дворянским миром, с первой любовью, со своей благодетельницей, с воспоминаниями. “Чужая”, — повторяет Амеля. Дорнбильд не догонит её.

Из темноты появляется Амеля в белой сорочке, с распущенными волосами. Образ повторяется, ведь в детстве ее вводили в чуждую веру в том же обличье. Героиня сжимает в руке письмо. В нем – ее судьба, собственный путь. Теперь Амеля возвращает крест застывшей Анне Петровне, повернувшейся спиной к зрителю. Девушка на коленях проползает сначала робко, отворачиваясь, останавливаясь, на каждом шагу обдумывая свое решение. Затем она приближается все более смело, делает прыжок, зависнув в воздухе. Амеля преодолевает огромное усилие над собой, происходит тяжелая внутренняя борьба. В доме Анны Петровны девушка выросла, окрепла, получила блестящее воспитание, обрела семью. Теперь пора. Блестят слезы на щеках актрисы, словно “алмазинки”, - как пишет Крашенинников.

Амеля чувствует, что нужна своему народу, потому и возвращается в степи. Ради этого она жертвует самым дорогим: любовью к своей благодетельнице и жениху, а также возможностью быть наследницей старинной дворянской фамилии. Привязанность к родине оказывается сильнее. Предназначение Амели в том, чтобы вести башкир к процветанию, искоренив невежество и нищенство в родном краю. Разумеется, на всю жизнь она запомнила слова деда Ахмета о том, что все на земле равны и нет верных или неверных. Всех стоит любить. Образ героини наполняется цветом — торжественно выступает красный нагрудник, лицо гордо освещено золотистым светом. Четыре девушки в серых селтэр, поясах с монетками приглашают ее в свой круг.
И, как в прологе, батыр играет на курае.

Розалия Махмутова - студентка третьего курса кафедры теории и истории искусств театроведческого отделения Уфимского института искусств имени Загира Исмагилова.

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.