11 Май, 2021

Из парка развлечений в парк разочарований

Полина Куревлева

«Садко» Н.А. Римского-Корсакова, реж. Дмитрий Черняков. Большой театр

Дмитрий Черняков приглушает блеск сказочной помпезности, обнажая внутренний конфликт героя и его столкновение с внешним миром, с толпой. Герои постановок этого режиссера — наши современники, возможно, даже наши знакомые или друзья. Черняков пытается преодолеть дистанцию длиной иногда в несколько веков, приближая к нам таких классических и великих (поэтому недостижимо далеких) персонажей, как, например, Садко.

Главный герой оперы на музыку Николая Римского-Корсакова — среднестатистический молодой мужчина, одетый в простую рубашку и безликий свитер с брюками. Он не богат и не беден, не убит горем и не безоблачно счастлив. Его жизнь, скорее всего, состоит из однообразной офисной работы и серых выходных. Как же далек этот образ от персонажа, например, из фильма «Садко» с Сергеем Столяровым в главной роли! Садко Чернякова нам ближе, чем златовласый богатырь из сказки Птушко. Вот такого современного Садко режиссер испытывает сказкой.

Образы героев продуманы до мелочей и составлены со вкусом. Все персонажи из толпы новгородцев в «Садко» облачены в стилизованно-сказочные наряды разных цветов, которые красиво сочетаются друг с другом. Все одинаковые блондины с бородами и блондинки с длинными косами. Кроме самого Садко (Иван Гынгазов), Любавы (Ксения Дудникова) и Волховы (Надежда Павлова). А также работников Парка исполнения желаний, в котором происходят все действия оперы. Они меняют декорации, выделяясь на их фоне яркими кепками и рабочими комбинезонами, совершенно не пытаясь сделать это незаметно. Иногда даже выходят на середину сцены, чтобы просто добавить пара или что-то поправить. Они – одни из полноправных создателей этой сказки.

Декорации не заполняют сцену целиком, оставляя вокруг себя серое пустое пространство. Перед нами оживают эскизы и картины знаменитых русских художников, декорации прежних постановок оперы: «Хоромы братчины» Васнецова, «Берег Ильмень-озера» Билибина, «Горница в доме Садко» Рериха, «Пристань Великого Новгорода» Коровина, «Терем царя морского» Егорова. Такие живописные декорации (иногда это даже просто огромная репродукция картины, а не объемный декор) подчеркивают театральность, искусственность иллюзорного мира, в который попал главный герой. Кроме того, цитаты из предыдущих постановок формируют сказочность истории, которая универсальна, поэтому не может быть лучше или хуже предшествующих.

«Садко» - красивая сказка со счастливым концом. Но только если за постановку берется не Черняков. Режиссер погружает нас в фальшиво-сказочный мир. В начале нам показывают видео-интервью с главными героями. Садко – неуверенный в себе молодой человек, которому не хватает ярких впечатлений в жизни. К тому же у него не складываются отношения с противоположным полом. Любава – несчастная женщина, которую всегда бросают, но она хочет построить прочную семью, почувствовать себя любимой. Волхова – уверенная, целеустремленная девушка, которая ищет приключений (в том числе любовных) и готова бесстрашно броситься в омут предстоящих событий.

В начале скромный, Садко относится к происходящему пиру скептически. Он еще не включился в игру, поэтому исполняет арии и ведет себя отстранено. Но со временем этот «маленький» человек (на полупустой сцене в условных декорациях он смотрится именно таким) набирает обороты, так что ближе к концу оперы Садко превращается в сумасшедшего или, по крайней мере, одержимого.

Музыка Римского-Корсакова затягивает в пучины сомнений, желаний, страданий и мыслей главных героев. Иногда можно перестать замечать бегущую строку («Переход в павильон…») и стать участником этого страшного, но сказочно манящего аттракциона. В такие моменты Черняков обрывает замечтавшихся героев и бросает их в следующий павильон-испытание.

Приход гостей на свадьбу в подводном царстве напоминает модный показ. Такие разные морские существа дефилируют по светящейся лестнице. Непрерывное движение все прибывающих гостей закручивается в водоворот хороводов. Удивительные костюмы морских обитателей можно рассматривать бесконечно. Но и этот сказочный праздник подходит к концу. Прекрасные гости медленно и печально покидают уже опустевшую сцену, оставляя Волхову и Садко наедине.

Удается ли участникам данной ролевой игры решить свои проблемы? Волхова уходит, потому что ее роль закончилась или ей больше не по силам в этом участвовать? Может, она по-настоящему увлеклась Садко, а это не входило в ее планы.

Удержала ли Любава Садко? Он, конечно, признается ей в любви на словах, но в этот момент даже не смотрит на нее. Он поглощен своими внутренними переживаниями. Возможно, вспоминает Волхову, а, может, сокрушается, что его роль героя подходит к концу. Садко не хочет возвращаться в реальный мир серых будней. Он жаждет быть супергероем. Сказка не помогла ему, а сломала его, обнажив его комплексы и желания. Разве сможет он теперь так просто вернуться к обычной жизни? Заключительный хор исполняет торжественно-радостную партию со словами «Слава!» Но в контексте всего, что происходит на сцене, хор гремит пугающе и даже зловеще. Кажется, эту игру Садко сам себе проиграл.

Фото Дамира Юсупова.

Полина Куревлева окончила бакалавриат историко-филологического факультета РГГУ по специальности история театра и кино, театральная и кинокритика (2020). Продолжает учебу в магистратуре на том же направлении в РГГУ.

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.