29 Апрель, 2021

Bad Boy «Коляда-театра»

Екатерина Тимофеева

Актерский портрет Олега Ягодина

У этого актера выразительное, почти мученическое, библейское лицо: острое, со впалыми щеками. Его тип телосложения – астенический. Бледная кожа, немного пугающая улыбка, сухожилия натянутые, как после долгой спортивной сушки. Тело-струна – не слишком пластичное, сохраняющее какую-то внутреннюю пассивность, угловатое. Татуировка во всю спину с мифическим существом, напоминающим змею или дракона. Рисунок, который прекрасно подходит к образам датского принца, проводника из антиутопического мира или простого смертного, которого принимают за ревизора. Он мог бы с таким же успехом сыграть Кощея Бессмертного, как и Воланда, как и любого мистического героя или человека с большой болью. Даже в комических своих ролях (вспомнить хотя бы неприкаянного Кису Воробьянинова) в нем все равно доминирует над Счастливцевым - Несчастливцев. Всё это - Олег Ягодин. Главный bad boy «Коляда-театра».

За свою актерскую карьеру Ягодин переиграл, наверное, всех наиболее известных героев русской и мировой драматургии. В его портфолио – Гамлет, Хлестаков, Арбенин, Лопахин, Ричард III, Борис Годунов, Тригорин, Подколесин, Стэнли Ковальски. В каждой постановке, кажется, будто Олег Ягодин играет самого себя, но это только на первый взгляд. Все его герои разные. Их можно поделить на три условных типа. Первый - мистик, человек Х, хранящий какую-то тайну, как например Сталкер из спектакля «Концлагеристы» в постановке Александра Вахова по пьесе Валерия Шергина. Второй тип - «душнила», «я бью женщин и детей», «мистер токсик», парень с социального плаката про домашнее насилие. В этом списке: Стэнли Ковальски из «Трамвая «Желания»», Андрей из спектакля по пьесе Коляды «Дурак и Дурнушка» и даже великий Гамлет, который в интерпретации отца театра, отнюдь не кажется несчастной жертвой обстоятельств. (Что самое смешное в этой формулировке, что отец театра играет в спектакле отца Гамлета.) Правда, пример является спорным, ведь Гамлет в игре Ягодина одновременно и мистик, и злодей, и подросток, борющийся не только с убийцей отца, но и со своим пубертатным периодом. Есть еще третий, редко встречающийся вариант - герой-инфантил, такой как Германн из «Пиковой дамы», Воробьянинов из «Двенадцати стульев» и Подколесин из гоголевской «Женитьбы». Ягодин создает этих персонажей, подчеркивая их нерешительность, пессимистичность, аморфность, добавляя какую-то собственную язвительную нотку, свой перчик. Герои подобного типа постоянно существуют в напряжении, они – неврастеники, актер играет их с телесными зажимами. Повторюсь, что не ко всем образам можно применить условное деление, ведь на любой пример найдется свое исключение. Так Германна из «Пиковой дамы» можно также отнести и к таинственным персонажам, потому что все его предлагаемые обстоятельства от и до пронизаны мистицизмом. Но как бы не отличались роли, и как бы мы не пытались красиво уложить их по полочкам, всех их объединяет огромная доминантность личности актера над литературными прототипами. Германна всегда меньше, чем самого Ягодина.

В любом другом театре он со своей нестандартной, даже немного отталкивающей внешностью, был бы белой вороной, но только не в «Коляда-театре», где белые вороны – почти все. Это, конечно, заслуга Коляды, который дает главные роли артистам, которые не были бы, возможно, так востребованы в других труппах. Другая ведущая артистка – Василина Маковцева, часто играющая в одних спектаклях с Ягодиным, не имеет применимого к себе шаблона, когда можно посмотреть на актрису и сказать: ба, да это же Катерина, ба да это же Заречная, ба, да это же Соня. Но она, безусловно, смогла бы сыграть их всех. До ухода Ирины Ермоловой в спектакле «Трамвай «Желание»» она играла Стеллу, а после ухода – Бланш (уступив свою старую роль Ирине Плесняевой), и прекрасно справилась с обеими ролями. Интересно следить за двумя главными артистами в театре и смотреть, как они взаимодействуют в одном спектакле. В «Ревизоре» Маковцева играет Марью Антоновну, а Ягодин, конечно, Хлестакова. По задумке Николая Коляды их герои инфантильны, как и общество, в котором они живут, но героиня Василины Маковцевой доведена до пика инфантильности. Она - маленькая девочка, чуть ли не трехлетний ребенок, макающая в грязь куколку, а Хлестаков - мальчик-хулиган, которому дали на неограниченное пользование свисток на уроке физкультуры. И теперь все живут по звуку этого свистка. Хлестаков унижает Марью Антоновну и ее мать Анну Андреевну (Светлана Колесова), пачкая их белые тонкие платьица в грязи. Обе стоят на корточках, истошно плачут и кажутся совершенно униженными, а сама сцена напоминает сцену сексуального насилия, выросшего из безобидной игры. В конце обе женщины стоят на четвереньках, а Ягодин в роли Хлестакова набивает ритм, хлопая их по мягким местам, как по барабанам. Хлестаков тоже полностью измазан — он ни чем не лучше этого мира и этих застрявших в вечном детстве людей, играющих в большой песочнице, где эквивалентом денег, человеческих испражнений и даже писем является грязь. Самое смешное, что Хлестаков на протяжении всего спектакля припудривает личико, не забывая при этом принимать грязевые ванны. А что вы хотели? Быть можно дельным человек и думать о красе ногтей… Без сомнения, Хлестаков в игре Ягодина – человек, страдающий подростковым нарциссизмом. В отношениях с партнером Ягодин холоден, персонажи, которых он играет, чаще всего находятся в оппозиции к другим.

Коляда часто дает героям своих спектаклей интересные характерные «штучки», иногда они проявляются в виде аксессуара – как длинные красные перчатки на руках у Бориса Годунова, иногда в мимических проявлениях – Гамлет, который показывает язык. В спектакле «Трамвай «Желание» Стэнли Ковальски постоянно причесывает жирные волосы, плюя каждый раз на расческу-гребешок. Сложно сказать, кто это придумал: режиссер или актер? Есть легенда, что Олег Ягодин подсмотрел привычку плевать на расческу у своего дедушки. От спектакля возникает ощущение, что в доме Ковальских всегда жарко, все ходят в трусах в расцветке американского флага, и Стэнли, опять же в исполнении Ягодина, постоянно выделяет из своего тела жидкость: желчь, пот, слюну. Это диктует и атмосфера постоянной духоты, заложенная в пьесе Уильямса. Стэнли коверкает имя Бланш — «Блянш», отчего возникает ощущение, что его рот полон влаги. В финальной сцене, когда Бланш (Василина Маковцева) сидит на своем чемодане, Стэнли пускает длинную струю слюны ей на спину, а потом тащит как вещь. Это одна из самых страшных ролей Ягодина: он играет здесь циника, педанта, разрушительную силу, с которой не могут совладать две бедные женщины. Возможно, тотальная злоба делает персонажа Ягодина менее объемным, чем он есть в пьесе американского драматурга, ведь для зрителя всегда интереснее, когда даже психопата есть за что пожалеть. 

Противоречивые чувства вызывает и Гамлет Ягодина, чем-то похожий на Гамлета Андрюса Мамонтоваса, рок-музыканта, сыгравшего в культовом спектакле Эймунтаса Някрошюса. Оба они – фронтмены в группах, оба – принцы-подростки в своих спектаклях. Гамлет Ягодина - ребенок-максималист, который до сих пор нуждается в заботе покинувшего мир отца, а у Мамонтоваса – принц со спущенными штанами. Эстетика шекспировской пьесы полна холода, зябкости, сырости, поэтому, конечно, на литовского Гамлета капает с медленно тающей ледяной люстры, а на Гамлета колядовского льется обычная вода, орошая его обнаженное тело. Стоит заметить, что это один из немногих спектаклей Коляды, где режиссер полностью обнажает своих артистов. В финале Гамлет остается совсем голым и стоит спиной к зрителям напротив света, так что можно рассмотреть его татуировку – ту самую мифическую женщину, напоминающую то ли дракона, то ли змею. Он ложится на сцену и принимает позу эмбриона, а на него льется струя холодной воды. Его движения на протяжении всего спектакля невротичны. Вспомнить хотя бы танец в самом начале, когда кажется, будто туловище актера, его лицо существуют отдельно от сумбурно движущихся рук и ног. Даже в таком танце он остается полностью холодным. Монолог «Быть или не быть» Ягодин читает в истерике, пытаясь прорваться сквозь музыкальный шум, чтобы его хоть кто-то услышал. Кто-то в этой толпе дикарей и варваров, играющих с пробками от бутылок и бесконечно показывающих язык. На голове у Гамлета – терновый венок, на шее – ошейник с поводком, который актер постоянно оттягивает, напоминая о своей несвободе, его вязаная накидка чем-то напоминает кольчугу, а под ней золотая юбочка.

У группы «Курара», которую возглавляет артист, есть песня «Кайф». Так вот кайф – это, наверное, про то, как здорово получать удовольствие от дела, которое тебя нравится. Например, танцевать под собственную песню, как это происходит в спектакле «Концлагеристы», когда играет «Курара Чибана». Думаю, это дорогого стоит - иметь театр, где ты сам себе плей-лист.

Екатерина Тимофеева – драматург, студентка Высшей школы сценических искусств Константина Райкина, курс «Театроведение и драматургия». Родилась в Уфе.

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.