21 Апрель, 2021

Петрушка супрематический

Анастасия Жукова

«День отдыха» Валентина Катаева, Нижегородский ТЮЗ, режиссер Елена Фирстова, художник Ольга Лагеда

Комедию положений Валентина Катаева из советских 1930-х поставила Елена Фирстова. Жанр спектакля определен как лечебно-оздоровительный переполох в двух действиях. Один день в доме отдыха «Сыроежки» – полная ложных взаимопроникающих интриг история. У каждого героя есть своя цель. Агент по снабжению Зайцев приехал получить резолюцию товарища Миусова и, чтобы встретиться с ним, представился чужим именем. Жена профессора Дудкина старается спровоцировать своего супруга на ревность. Известная трактористка Клава Игнатюк жаждет встретиться со своим мужем Костей. Обман и недопонимание, флирт и страсть, этот спектакль-фантазия – о простых и понятных человеческих чувствах и эмоциях. 

Над декорациями и костюмами работала художник Ольга Лагеда, по-видимому, вдохновляясь произведениями абстракционистов и, в частности, супрематиста Казимира Малевича. Линии и геометрические фигуры и их комбинации в декорациях делают пространство сцены затейливым, объемным и глубоким. Когда артист, в ярком костюме, отсылающем к авангарду, оказывается в раме, эта сложившаяся конструкция напоминает игральную карту, а находящийся на сцене весь ансамбль спектакля – рассыпавшуюся колоду. Кроме того, сценография намекает на ванную комнату либо на процедурный кабинет: на заднике и на полу изображена плитка, фонтанчик с «застывшей» водой выглядит как арт-объект, но напоминает водоросли или плесень, возникающую в помещении с повышенной влажностью, а мельтешащие на сцене персонажи ассоциируются с паразитами, от которых непросто избавиться. Впоследствии впечатление дополняют появляющиеся на сцене ванные: сначала с сидящими в них куклами – и это достаточно пугающее зрелище, ну а потом с персонажами. Есть в этом пансионате что-то и от домов на отшибе из американских триллеров.

Режиссером по пластике выступил Иван Пилявский. Музыкальным оформлением занимался штатный звукорежиссер и композитор театра Александр Суворов. Стоит отметить, что постановка богата хореографией. Задает темп Шура, работница дома отдыха «Сыроежки», не желающая пускать Зайцева к Миусову (Анна Бледникова и Анастасия Волох), также они дублируют друг друга в роли Клавы Игнатюк. Шура бодро и активно шагает, словно исполняя производственную гимнастику. Анна Бледникова, как обычно, технична в исполнении и в то же время полна жизнью, она осязаема. Шура – словно паж, первая ступень к цели, которую оказывается не так-то просто перешагнуть агенту по снабжению. У него благая цель – добиться получения качественной белой эмалевой краски для того, чтобы у малышей в яслях были приятного вида кроватки. «Полтораста первоклассных, небывалых по красоте малютковых кроваточек с пружинными сеточками, полтораста крошечных тумбочек, полтораста вешалочек, полтораста вот таких малюсеньких стульчиков. Я их буквально вырвал зубами. Причем не забывайте, что я человек уже немолодой и у меня астма. За одно это мне можно поставить памятник... Но вы понимаете, в чем ужас... Вся эта превосходная малютковая мебель выкрашена в какой-то убийственный цвет», – обращается он к Шуре, но она неумолимо движется по касательной. Позже актер (Владимир Берегов) появится в пижаме с нашитым зайцем на животе. Это, кажется, единственный костюм, на котором есть фигуративное изображение. Помните мультфильм «Мешок яблок»? Этот персонаж, как и заяц, желавший накормить семью яблоками, но раздаривший их и столкнувшийся с хищником-волком, оказывается противопоставлен остальным, поскольку им движет не эгоистичный или праздный интерес, а желание сотворить доброе дело, хотя и оказывается он в итоге самозванцем, не тем, кем себя представлял. 

Рассмешить и удивить – возможно, такие цели ставили создатели спектакля. Эпизоды в нем – словно цирковые или эстрадные номера или сцены перчаточного театра Петрушки, которые можно, при желании, с легкостью озаглавить. Например – эпизод «Пропал человек»: артисты повторили эту фразу не раз и не два, впрочем, акцентировал на этом внимание автор текста Валентин Катаев.

Самый яркий представитель театра Петрушки в «Дне отдыха» – разудалый Костя Галушкин в исполнении Александра Котова. Обаяние артиста, его молодая энергия захватывают дух, жаль, жанр позволяет проявить себя актеру лишь карикатурно. Его осанка и голос навевают воспоминания о Николае Рыбникове и Юрии Белове – кинокумирах советской эпохи.

Активно подключают зрителя к игровому комедийному настроению и другие персонажи. Директор дома отдыха, Вера Карповна, которую исполняет Ираида Троицкая, – лихо закручивает интриги, сама того не желая: интонации артистки кажутся настолько знакомыми, что на сказанные ею слова невольно эмоционально реагируешь, отзываешься. Два своеобразных, даже слегка сумасшедших интеллектуала – врач и профессор, соответственно Александр Айрапетов и Александр Чухнов – придают спектаклю бóльшего шарма.

Анастасия Жукова окончила факультет гуманитарных наук НГПУ имени К. Минина, журналист, пиар-менеджер.

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.