Петрушка супрематический
Анастасия Жукова
«День отдыха» Валентина Катаева, Нижегородский ТЮЗ, режиссер Елена Фирстова, художник Ольга Лагеда
Комедию положений Валентина Катаева из советских 1930-х поставила Елена Фирстова. Жанр спектакля определен как лечебно-оздоровительный переполох в двух действиях. Один день в доме отдыха «Сыроежки» – полная ложных взаимопроникающих интриг история. У каждого героя есть своя цель. Агент по снабжению Зайцев приехал получить резолюцию товарища Миусова и, чтобы встретиться с ним, представился чужим именем. Жена профессора Дудкина старается спровоцировать своего супруга на ревность. Известная трактористка Клава Игнатюк жаждет встретиться со своим мужем Костей. Обман и недопонимание, флирт и страсть, этот спектакль-фантазия – о простых и понятных человеческих чувствах и эмоциях.
Над декорациями и костюмами работала художник Ольга Лагеда, по-видимому, вдохновляясь произведениями абстракционистов и, в частности, супрематиста Казимира Малевича. Линии и геометрические фигуры и их комбинации в декорациях делают пространство сцены затейливым, объемным и глубоким. Когда артист, в ярком костюме, отсылающем к авангарду, оказывается в раме, эта сложившаяся конструкция напоминает игральную карту, а находящийся на сцене весь ансамбль спектакля – рассыпавшуюся колоду. Кроме того, сценография намекает на ванную комнату либо на процедурный кабинет: на заднике и на полу изображена плитка, фонтанчик с «застывшей» водой выглядит как арт-объект, но напоминает водоросли или плесень, возникающую в помещении с повышенной влажностью, а мельтешащие на сцене персонажи ассоциируются с паразитами, от которых непросто избавиться. Впоследствии впечатление дополняют появляющиеся на сцене ванные: сначала с сидящими в них куклами – и это достаточно пугающее зрелище, ну а потом с персонажами. Есть в этом пансионате что-то и от домов на отшибе из американских триллеров.
Режиссером по пластике выступил Иван Пилявский. Музыкальным оформлением занимался штатный звукорежиссер и композитор театра Александр Суворов. Стоит отметить, что постановка богата хореографией. Задает темп Шура, работница дома отдыха «Сыроежки», не желающая пускать Зайцева к Миусову (Анна Бледникова и Анастасия Волох), также они дублируют друг друга в роли Клавы Игнатюк. Шура бодро и активно шагает, словно исполняя производственную гимнастику. Анна Бледникова, как обычно, технична в исполнении и в то же время полна жизнью, она осязаема. Шура – словно паж, первая ступень к цели, которую оказывается не так-то просто перешагнуть агенту по снабжению. У него благая цель – добиться получения качественной белой эмалевой краски для того, чтобы у малышей в яслях были приятного вида кроватки. «Полтораста первоклассных, небывалых по красоте малютковых кроваточек с пружинными сеточками, полтораста крошечных тумбочек, полтораста вешалочек, полтораста вот таких малюсеньких стульчиков. Я их буквально вырвал зубами. Причем не забывайте, что я человек уже немолодой и у меня астма. За одно это мне можно поставить памятник... Но вы понимаете, в чем ужас... Вся эта превосходная малютковая мебель выкрашена в какой-то убийственный цвет», – обращается он к Шуре, но она неумолимо движется по касательной. Позже актер (Владимир Берегов) появится в пижаме с нашитым зайцем на животе. Это, кажется, единственный костюм, на котором есть фигуративное изображение. Помните мультфильм «Мешок яблок»? Этот персонаж, как и заяц, желавший накормить семью яблоками, но раздаривший их и столкнувшийся с хищником-волком, оказывается противопоставлен остальным, поскольку им движет не эгоистичный или праздный интерес, а желание сотворить доброе дело, хотя и оказывается он в итоге самозванцем, не тем, кем себя представлял.
Рассмешить и удивить – возможно, такие цели ставили создатели спектакля. Эпизоды в нем – словно цирковые или эстрадные номера или сцены перчаточного театра Петрушки, которые можно, при желании, с легкостью озаглавить. Например – эпизод «Пропал человек»: артисты повторили эту фразу не раз и не два, впрочем, акцентировал на этом внимание автор текста Валентин Катаев.
Самый яркий представитель театра Петрушки в «Дне отдыха» – разудалый Костя Галушкин в исполнении Александра Котова. Обаяние артиста, его молодая энергия захватывают дух, жаль, жанр позволяет проявить себя актеру лишь карикатурно. Его осанка и голос навевают воспоминания о Николае Рыбникове и Юрии Белове – кинокумирах советской эпохи.
Активно подключают зрителя к игровому комедийному настроению и другие персонажи. Директор дома отдыха, Вера Карповна, которую исполняет Ираида Троицкая, – лихо закручивает интриги, сама того не желая: интонации артистки кажутся настолько знакомыми, что на сказанные ею слова невольно эмоционально реагируешь, отзываешься. Два своеобразных, даже слегка сумасшедших интеллектуала – врач и профессор, соответственно Александр Айрапетов и Александр Чухнов – придают спектаклю бóльшего шарма.
Анастасия Жукова окончила факультет гуманитарных наук НГПУ имени К. Минина, журналист, пиар-менеджер.