07 Апрель, 2021

Чеховская ловушка

Мария Сандалова

«Русское варенье» Людмилы Улицкой, реж. Тимур Насиров, Театр на Спасской, Киров

Глухой топот ног – артисты выбегают на сцену и выстраиваются в «фотографию». Характеры героев становятся понятны уже по первым движениям. Как вышло, что начинавшийся так классически спектакль Тимура Насирова «Русское варенье» по пьесе Людмилы Улицкой в Театре на Спасской завершается появлением Микки Мауса на покрытом чёрным полиэтиленом пепелище старой дачи?

Подчёркнуто театральные интонации, широкие жесты, ярко подаваемые эмоции – первые сцены спектакля, решённые в эстетике «традиционного» театра, дополняются подробностью декораций, выставленных напоказ, как в витрине (сценография Константина Соловьёва). Всюду столы, стулья, зелёные лампы, шкафчики, тумбочки и книги, книги – на полках, на столах, на полу. Все эти детали – лишь цветовые пятна, штрихи на картине, не существующие как отдельные предметы и совершенно не практичные. Всё здесь обманчиво: режиссёр открыто насмехается и над театральными стереотипами, и над пьесой, и над зрителем. Подробные ремарки автора, описывающие, что станет видно на сцене, «когда свет загорится», звучат при включённом свете. Отчётливо видна дистанция между артистами и их героями: слова Натальи Ивановны, полные философской тоски, артистка Марина Наумова произносит с иронией, мастерски балансируя между серьёзностью и издёвкой, заставляя зрителя смеяться и над разбитым папиным графинчиком, и над пропавшей молодостью. Так же вольно, как с интонациями текста, режиссёр обращается и с другими элементами пьесы Улицкой: нет никакой «симфонии шумов домашнего обихода», и редкий звук слива в туалете обозначает только самоё себя. Исчезает убогий эвфемизм «гвоздец» – герои спектакля способны хотя бы материться по-настоящему.

«Русское варенье», полное аллюзий к Чехову, могло бы прозвучать как всё тот же выученный наизусть и давно ставший хрестоматийным «Вишнёвый сад», если бы не едкая ирония режиссёра. Но с каждой сценой сквозь понятную сюжетную канву пробивается и абсурд: герои собирают дождь в ложку, катаются с крыши дома, варят варенье, сидя возле руин собственной дачи. Формально переломный момент спектакля – это пожар, но, кажется, точка невозврата наступила ещё в сцене семейного застолья: в то время как Константин после заражения крови в бреду видит кошек, остальные бредят идеями спасения России и разбрасываются высокими словами и громкими именами. Второе, более философское, действие завершается упаковкой дачи Лепёхиных – ветхой, горелой и разломанной бульдозерами – в огромный мусорный пакет. На фоне этой свалки фигура Микки Мауса, который является символом то ли культуры развлечения, то ли общества потребления, то ли «тлетворного влияния Запада», выглядит лишней. И, конечно, совсем не такой жуткой, как собственно герои спектакля, напоминающие призраков в своих белых балахонах. Они заползают на чёрный холм – обживать пепелище. И вот тогда становится по-настоящему страшно.

К насмешливому и абсурдному тону спектакля постоянно добавляется парадоксальность, не дающая трактовать его однозначно или хотя бы составить о нём цельное представление. Невозможно даже с уверенностью сказать, издевается ли режиссёр над ситуацией или принимает её всерьёз. Сцена лирических воспоминаний о детстве Дюди и Натальи Ивановны, казалось бы, полна трогательных слов, прикосновений – но вместе с приторно-драматичной мелодией из «Семнадцати мгновений весны» звучит фальшиво. 

Такие же смешанные чувства вызывают и другие внезапные изменения характеров героев – непоследовательные, почти случайные. Почему так тихо серьёзен всегда весело-деловой Семён (Николай Худанин) в последних сценах спектакля – не верит ли он своему счастью, пытается ли соответствовать новому статусу землевладельца или погружается в разговоры с совестью? Почему Ростислав, пожалуй, более человечный в сцене семейного обеда, чем остальные «чистые люди» Лепёхины (исключительная работа Александра Трясцина, которого режиссёры Театра на Спасской чаще видят в роли брутального покорителя сердец, чем выразителя тонкой неуверенности и податливости), в финале предстаёт пустой «говорящей головой»? Пожалуй, только Алла (Ольга Чаузова) всегда остаётся карьеристкой-автоматом, чуждой не только нематериальным ценностям, но, кажется, и всему человеческому: последние её фразы лишены даже интонации и звучат искусственно, как из гугл-переводчика. 

Вызывает вопросы и «интеллигентность» Лепёхиных. Не ловушка ли эта постоянная параллель с чеховскими героями и пьесами? Дом их заполнен книгами, которые никто не читает. Иностранные языки они давно позабыли, переводы Натальи Ивановны плохи, конвульсии Дюди над пианино сложно назвать игрой, Константин позволяет себе мочиться с крыши собственного дома. «Когда-то тут жила интеллигентная семья. – Да ну? Это когда же?» Эта фальшивая интеллигенция – жертвы ли они развала «русской национальной идеи» или его виновники?

Но главный вопрос – в зале. Почему зрители смеются над печальными, казалось бы, сценами (Константина в кровь царапает кошка, Ростислав сообщает семье о необходимости покинуть их старый дом)? Воспринимают ли они всерьёз «государственные» речи Вавы? Или слова Натальи Ивановны? Или других? Почему вообще мы снова возвращаемся к устаревшим уже театральным приёмам и пространным рассуждениям о будущем страны и судьбах русской интеллигенции? Мы смотрим, как Наталья Ивановна тратит свою жизнь на бездарные переводы – и почему-то всё ещё верим, что спасение в труде. Слушаем, как Лёля отказывается от работы, потому что в ней нет «поэзии» и «мысли» – и думаем, что подобное благородство защищает от деградации… 

Нет ли абсурда и парадокса уже в том, что из века в век мы всё так же идём на громкую фамилию автора, будь то Улицкая или Чехов, пытаемся делить героев на хороших и плохих, на умных и рукастых, ищем глубоких вопросов и однозначных ответов?

Разгадка спектакля «Русского варенья» Тимура Насирова как та самая кошка, придуманная Улицкой «вместо» чеховского Фирса, и которую точно так же забывают в финале в заброшенном доме: она назойливо мяукает с дерева и никак не даётся в руки.

Мария Сандалова - студентка 3 курса факультета филологии и медиакоммуникаций Вятского государственного университета, участница проекта Мастерская текстов LikeTheatre в Театре на Спасской, Киров.

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.