02 Апрель, 2021

Комната скорби

Алина Сагачеева

Олег Табаков в роли Ивана Жукова. Спектакль Камы Гинкаса «Комната смеха» по пьесе Олега Богаева «Русская народная почта» (1998). Театр п/р Олега Табакова. Опыт ретрорецензии.

В пьесе Олега Богаева «Русская народная почта» действует один центральный герой – пенсионер Иван Сидорович Жуков, хотя периодически появляются и такие «незначительные» персонажи, как Ленин, королева Елизавета II, Чапаев, Робинзон, Любовь Орлова. Спектакль Камы Гинкаса в «Табакерке» назван «Комната смеха» (жанр пьесы – «Комната смеха для одинокого пенсионера в одном действии»), хотя происходящее на сцене можно назвать если уж не комнатой страха, то хотя бы комнатой печали или комнатой скорби. Перед нами история об одиночестве, ненужности, застывшем времени, и, в конечном счете, о смерти.

Изначально мы видим железную стену той самой «комнаты смеха», которая медленно с неприятным, скрипучим звуком выкатывается из глубины сцены. Эта «холодная», массивная стена гигантской «консервной банки» вызывает отторжение. На фоне огромной стены выделяется маленькое окно, которое ассоциирует комнату с тюремной камерой либо бункером. Медленно стена опускается, и перед нами оказывается комната, которая на первый взгляд кажется давно опустевшей – старая мебель, разбитое зеркало, потертые стены, советские газеты вместо обоев. Это даже и не комната, а больше каморка, где остановилось время во всех смыслах. Неработающие часы стали частью жизни одинокого пенсионера Ивана Жукова. Он стоит здесь же, сразу перед зрителем, но и он сам словно часть этой мебели, что-то изжитое и ненужное. Создается впечатление, что герой научился разговаривать с пространством – поет под скрип дверцы, иногда сам издает «скрипучие» звуки (характерные для Олега Табакова), а в ответ ему бачок унитаза сливает воду, потому что давно «текёт и текёт».

Одет Иван Жуков в старенькое пальто, которое постоянно расстегивается, отчего кажется, что ему в нем тесно, неуютно; на голову надета старенькая шапка-ушанка. Важный атрибут для героя – костыль, который служит опорой и является продолжением руки. Под пальто – одежда белого цвета, то ли надетая в честь дня рождения и нового года, то ли это готовность прожить свой последний день и встретить смерть. Ведь в «Комнате смеха» мы становимся свидетелями последнего дня жизни 75-летнего пенсионера.

Олег Табаков в этой роли отходит от принципа четвертой стены – пытается на расстоянии попасть карандашом в стакан, а потом делает оценку как бы для себя и для зрителя одновременно. Иногда чувствуются специально сделанные паузы, чтобы зритель посмеялся. Но сама роль сделана Олегом Табаковым так тонко, что не видно «швов» и разделения на актера и персонажа – настолько он органичен в этой роли и настолько она к нему приросла. Кажется, что само тело актера сживается с пространством и раскрывает образ Ивана Жукова. Круглое лицо с мягкими щеками, ясный открытый взгляд актера – во всем этом чувствуется что-то детское, уязвимое, мученическое, жалкое.

Герой Олега Табакова местами наивный, робкий, иногда истеричный. Вот сцена, где Елизавета II и Ленин делят квартиру Жукова, а он сам сидит на табуретке у стеночки, словно ребенок, и слушает, как ругаются его родители. И когда Елизавета II отбирает у него письмо, он тихо и искренне говорит «Не надо», будто это письмо – единственное ценное, что у него есть. Это действительно так – только письмами и верой в нужность живет Иван Жуков. В моменты, когда нужно спрятать очередное письмо, старик оживает, в нем просыпается азарт, воодушевление. При чтении писем проскальзывают надрывные нотки в голосе, чувствуется волнение и вера в «живой» диалог с реальным человеком, а не самим собой. В одной из сцен после прочтения письма с пожеланием скорейшей смерти, Жуков начинает петь песню «Священная война», истерить, размахивать костылем, бить по стенам, мебели. В нем просыпается какая-то жажда жизни, желание бороться. Но он уже не тот, что был в молодости, во времена Великой Отечественной. 

Природная пухлость, одутловатость Олега Табакова дает ощущение, что Иван Сидорович – герой «растекающийся, разлагающийся», болезненный. Плюс внешний вид и предлагаемые обстоятельства делают его маргиналом, затворником, что и приводит к бесконечной истории с письмами – он сам пишет себе от лица друзей, главы правительства, директора центрального телевидения, от лица марсиан и клопов, которые живут у него в комнате. К финалу Иван Жуков сам становится одним из этих клопов – мелким, жалким ползающим существом, один на один встречающимся со смертью. К тому же у советского человека нет понимания веры, потому что ее у него отняли, а, следовательно, нет познания смерти и того, что за ней стоит. Коммунистическая идеология смерть не объясняла.

В одной из сцен Иван Жуков ставит пластинку, но песня не может проиграться до конца, пластинка все время заедает. И в этом заключена метафора жизни пенсионера – зацикленной по схеме: письмо написал - письмо получил. Неизвестно, сколько времени герой так живет, но рано или поздно конец настанет, причем совсем скоро. 

Иван Жуков – герой музыкальный, поющий. И Олег Табаков с этой задачей прекрасно справляется – поет искренне, от души, с надрывом, иногда плача, словно сам прожил жизнь своего персонажа. Герой Жуков наверняка чем-то близок Олегу Табакову. Разница между ними не такая большая, на момент премьеры актеру было 63 года, и, по крайней мере, оба они жили в одной советской реальности, у них одно прошлое. При этом в роли Ивана Жукова Олег Табаков смог уйти от масштаба своей личности и создать образ «маленького человека» - простого, одинокого и ненужного.

История Ивана Жукова – это пройденный путь мученика, старца, который отжил свой век. Но умирать ему страшно, ведь когда сталкиваешься со смертью лицом к лицу, сбегают даже клопы, которые верно делили с тобой постель долгое время и жили на антресолях, сбегают те образы и кумиры, которых ты боготворил: Ленины, Елизаветы II, Чапаевы, оставляя тебе лишь разваливающуюся гармошку, а остальное имущество поделив между собой. В этом ощущается хаос, «мясорубка» 1990-х (пьеса написана в 1994 году), когда оказывается, что все только и ждут твоей смерти, чтобы поскорее отнять имущество, жилплощадь. Человек становится лишним фактором в обществе, он никому не нужен. И когда уже отчаявшийся Жуков из последних сил приглашает «всех» за праздничный стол, ведь мало того, что он именинник, так еще и наступает новый год, праздник, на котором никто не появляется. Для Ивана Сидоровича новый год уже не наступит – 31 декабря оказывается не только последним днем в году, но и последним в его жизни. Под бой курантов стена начинает подниматься – «комната смеха» закрывается, шкатулка захлопывается, представление заканчивается. Герой до последнего висит на стене, сопровождая закрытие комнаты истошным криком «А я?!». Но механизм неумолим, смерть беспристрастна. И в последнюю минуту Ивану Жукову остается только в панике долбиться в маленькое окошечко, надеясь быть услышанным. Свет гаснет – его спектакль окончен.

Алина Сагачеева - студентка второго курса театроведческого факультета Высшей школы сценических искусств К. Райкина направления "Театроведение и драматургия".

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.