15 Март, 2021

Осколки Джульетты

Анастасия Воронкова

«Джульетта», авторы спектакля Эне-Лийс Семпер и Тийт Оясоо (Эстония), БДТ имени Г.А. Товстоногова

Премьера спектакля «Джульетта» в БДТ стоила каждого томительного дня полугодового ожидания встречи с ней. 24 ноября странного 2020 года случился воистину прекраснейший праздник театра. Смелый дуэт эстонских режиссёров-экспериментаторов Эне-Лийс Семпер и Тийта Оясоо (они же — авторы сценографии и костюмов) создали многослойный сценический текст на основе пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта». Сюжет спектакля закручен вокруг молодой актрисы – вчерашней студентки театрального, которая приходит играть роль Джульетты. На заглавную роль приглашена Муся Тотибадзе, хоть и не вчерашняя студентка, но все же новенькая в крепком коллективе БДТ. Актёры играют актёров театра, которые играют героев пьесы Шекспира. «Джульетта» — спектакль о пьесе, о театре и об актёрах. И если долго вглядываться в эту бездну творчества, можно угадать, где актёры БДТ – это они сами, где они перевоплощаются в актёров, а где надевают маски героев Шекспира. Они «переодеваются» в свои роли налету и ловко играют масками, скидывая и надевая их по щелчку. 

Театральная условность и жизненное правдоподобие здесь как Ока и Волга: текут в разных направлениях, но сливаются в единое и прекрасное зрелище. Сцена поделена на два уровня: на привычную сцену и на «верхнюю» — над авансценой развернули огромный видеоэкран, на котором в режиме live-трансляции укрупняются действия актёров, их портреты, жесты, движения... «Живая» камера захватывает малейшие изменения в эмоциях героев. Дополнительное искажение реальности на привычной сцене берётся в её закруглённых вверх краях, как у рампы для скейтеров. Посреди неё стоит «оазис» — стеклянная комната отдыха с густой зеленью домашних цветов, модной мебелью в духе скандинавского минимализма и тонкими, вертикальными, неоновыми лампами. В этом пространстве проходит репетиция спектакля.

Сначала – знакомство с новой актрисой, все в трениках, потому что идёт разминка. Потом – репетиция в безумном, бесконечном дэнсинге с глупыми танцами из тиктока, тектоником и прочим весельем! Всё это сопровождается «старыми песнями о главном» в исполнении Муси и всех-всех. Гитары, барабаны и аккордеоны звучат в живой игре музыкантов. Поют всё подряд: от Уитни Хьюстон до «Ленинграда» (прямо как на родных-любимых вечеринках в стиле девяностых-нулевых, которые сейчас снова в топе). За саунд-дизайн в спектакле отвечает Ян Лемский. Он задействовал в постановке очень много треков группы «Ленинград»: от бодрых «ЧПХ» и «Терминатора» до чуть ли не трагичной (в исполнении Муси Тотибадзе) песни «Никого не жалко» из фильма «Бумер». Песню «Храм» Сергей Шнуров вообще написал специально для этого спектакля. Энергетика безумия «Ленинграда» искрит рядом с лиричностью песни «Ne me Quitte pas» Жака Бреля и (позже) с божественной трагичностью «Trivium» эстонского композитора Арво Пярта, соединяя дугой петербургскую и эстонскую культуры.

Репетиция длится очень долго, до изнеможения. Видно, что у актёров сил на безумные танцы остаётся всё меньше, но они продолжают – вот она, настоящая самоотдача в творчестве! Плоды репетиции мы видим во втором акте: актёры показывают спектакль «Ромео и Джульетта», стилизованный под комедию дель арте. Шекспировский сюжет, одетый в комедийные маски, выглядит как (феерически весёлые) события из Зазеркалья. Конечно, яркие, конфетно-разноцветные, как будто исторические костюмы, вздыбленные волосы и ягодные румяна на выбеленных лицах визуально проводят контраст с первой частью. Но гораздо важнее здесь то, как мастерски актёры играются своими ролями, как они надевают и снимают маски, как легко меняют их. Например, Рустам Насыров, играющий Париса, в мгновение превращается в Лоренцо, и зазор между двумя этими персонажа-ми ощутим, но едва уловим. Или другой пример: Ромео-2 (Иван Федорук), которого в самом начале второго акта мы видим в постели с исполнительницей Джульетты — актёры явно провели всю ночь вместе — утром они о чём-то спорят словами своих персонажей, но подразумевают совершенно иное. У них другие эмоции внутри, они не обжигаются пылающей любовью друг к другу, наоборот — Ромео с удовлетворённой улыбкой отмахивается от девушки, уходит готовиться к предстоящему спектаклю, а Джульетта остаётся одна, в холодной растерянности посреди огромной сцены. Основных персонажей на сцене восемь: Джульетта, два Ромео, синьор Капулетти, кормилица/синьора Капулетти, Тибальт, Парис, Меркуцио. Но по факту роль каждого актёра может как раздвоиться, так и растроиться.

Муся Тотибадзе создаёт очень трогательную, нежную и хрупкую, но в то же время страстную героиню. У актрисы юность, которая так нужна в образе Джульетты, переливается в каждом движении, в каждой светлой и стеснённой улыбке. Робкой она была не только в образе согласно сюжету спектакля, но и внутри себя — вне образа: в премьерный показ её зажатость, которая иногда мешала ей свободно и в полную силу играть, вероятно, росла именно из этого обстоятельства (хотя перед камерой Муся играла гораздо смелее и увереннее). В самых эмоционально напряжённых сценах её голос как будто пережимался душащим тонким платком, делая его плоским (например, в сцене смерти Тибальта «плачущий» монолог Джульетты Муся читает быстро, на одной и той же высоте голоса и звучало это, к сожалению, плоско).

Один из самых ярких и запоминающихся эпизодов спектакля получился у Геннадия Блинова. Его персонаж Ромео-1 — парень Джульетты вне театра — взбесился и обиделся на свою подружку за то, что на репетициях спектакля она потихоньку влюбляется в своего партнёра (то есть в Ромео-2). Ромео-1 в бурлящих расстроенных чувствах «записывает» на камеру (на самом деле ведёт live-трансляцию на экран) свою ревность к непостоянной Джульетте. Он так передразнивает подругу и её партнёра по сцене, так карикатурирует их сценические отношения, что смеется весь зал!

Тибальт (Виктор Княжев) скачет так, будто подсмотрел свои движения в классической хореографии балета «Ромео и Джульетта», но получается у него, мягко говоря, забавно. Зато как читает монолог о любви к женщине, к жизни, к любви как таковой! Без наигрыша, честно, открыто, глядя зрителям прямо в глаза — мягко и тепло. Развязный синьор Капулетти (Руслан Барабанов) — с горячим взглядом, флиртующей улыбкой и такой раскрепощённостью в жестах, будто он всю жизнь провёл под жарким итальянским солнцем. Варваре Павловой досталась сложная роль: ей с самых первых сцен необходимо играть сразу троих персонажей: актрису, мать Джульетты и Кормилицу. Правда, синьора Капулетти и кормилица получились очень похожими, артистка практически не дала им отличительных черт, грань между двумя этими персонажами чувствуется едва-едва, но вдруг это специальный режиссёрский ход? 

Спектакль получился сложным, модным, дерзким и свежим, здесь и отсылки к традиции площадного театра светятся, и поклон великому Уильяму Шекспиру делается. Режиссёры оставили спектакль без глубокого, бездонно-чёрного трагизма несчастной истории любви Ромео и Джульетты, зато в нём есть нежность, светящаяся молодостью вечно юных главных героев, ослепляющая не только самих влюблённых, но и тех, кто имеет счастье смотреть на них. Трагедия не в том, что самой романтической шекспировской паре не суждено быть вместе и они, несчастные, умирают, едва вкусив прелесть жизни, а в том, что юная Джульетта, обманутая вторым Ро-мео, запутавшаяся в себе и своих чувствах к двум молодым людям, как будто бы теряет себя и рассыпается на огромное множество джульетт. Эне-Лийс Семпер и Тийт Оясоо показали этот слом в танце полуголых девушек, одетых в красные колготки, телесные лифы и густые рыжие парики с чёлкой. Звучит мощный, монументальный аккорд «Тривиума», зрителей слепит огромная надпись «Juliet», горящая сотнями лампочек, и танцовщицы вы-ходят обнажать трагедию Джульетты.

Гиперболизированная боль Джульетты перетекает в истошный и отчаянный крик актрисы, на который прибегают её объекты любви. Истинную любовь, конечно, можно отыскать в заботе: Ромео-1 бережно снимает с любимой девушки костюм Джульетты (огромное, совершенно не подходящее ей по размеру жёлтое платье), после чего он вызывает второго Ромео на дуэль. Они бьются… микрофонами, отстукивая ими ритм (музыка звучит буквально во всём). Итог битвы подводится песней «Никого не жалко» — Джульетта, стоя в одной только ком-бинации, опустошённо поёт, что все мы герои фильмов про войну. Да, у каждого человека эта война своя, индивидуальная, и очень важно, рядом с кем он/а решит её пройти.

Фото Стаса Левшина

Анастасия Воронкова окончила филологический факультет УлГПУ, пишет о спектаклях Санкт-Петербурга с 2018 года, личная страница в соцсетях — inst @vrnkva.

Архив сюжетов

15 мая 2023 г.

Мир упаковки

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Идиот» по роману Федора Достоевского, реж. Петр Шерешевский, театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

30 апреля 2023 г.

Порядок нарушен

Антон Лухнёв пишет о спектакле «Последний срок», Иркутский театр кукол «Аистёнок», реж. Игорь Казаков.

10 апреля 2023 г.

Спасти Францию или себя?

Валерия Завьялова пишет о спектакле «Жанна Д.Ура!» Стефана Цанева, реж. Александр Беляев, Общедоступный театр «Периферия», Астрахань.

28 марта 2023 г.

Кровь на руках

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Шуйттан Чури (Раб дьявола)» Якова Ухсая, реж. Наталия Сергеева, Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова, Чебоксары.

20 марта 2023 г.

Двое, но не двое

Екатерина Сырцева о спектакле «Лис Peace», режиссер Юлия Каландаришвили, художник Евгения Платонова, Театральный проект 27, Санкт-Петербург

5 марта 2023 г.

О потере веры

Ирина Шамсутдинова пишет о спектакле «Хромой» по пьесе «Домовой» Мансура Гилязова, реж. Фиргат Гарипов, Нижнекамский татарский драматический театр имени Т. Миннуллина, Татарстан.

18 февраля 2023 г.

Побег от реальности

Екатерина Тимофеева о Канской режиссерской лаборатория-2022

25 января 2023 г.

Месть Чайки

Анна Кочергина о спектакле «Чайка» по Антону Чехову, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв

17 января 2023 г.

Зов беды

Екатерина Данилова пишет о спектакле “Белая уточка”, Театр кукол им. Образцова, реж. Борис Константинов.

19 декабря 2022 г.

Театр на нартах

В Камчатском театре кукол открылась театрализованная выставка «Театр на нартах». В основу легли материалы альбома, который бережно хранится в Москве, в архиве Музея театра кукол имени С. Образцова. Текст Стаса Зверева.

13 декабря 2022 г.

островский извне и изнутри

Режиссерская лаборатория «Быт или не быт», приуроченная к 200-летию Александра Островского, в Краснодарском театре драмы имени М. Горького

15 ноября 2022 г.

Пересаженное дерево

Азалия Балгазина пишет о спктакле «Эрьзя. Летящий к свету» Валентины Мишаниной, Мордовский национальный театр, Саранск, реж. Борис Манджиев

15 ноября 2022 г.

Чудо преображения

Розалия Махмутова пишет о спектакле «Книга всех вещей» Гюса Кейера, реж. Артем Устинов, Томский ТЮЗ. Спектакль был показан на фестивале «Артмиграция-2022» в Екатеринбурге.

3 ноября 2022 г.

В одном наушнике

«Лес. Прогулка» по философии В. Бибихина, Арт-группа KREATORZ (Камилла Генералова и Таля Горева), Тюмень

17 октября 2022 г.

Женщина у окна

Актерский портрет Полины Одинцовой

16 октября 2022 г.

Ярмарка пьес

Лаборатория «Молодежь. Театр. Lab» на XXIII Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева

6 октября 2022 г.

Сближение и отталкивание

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, реж. Вера Анненкова, Тульский театр драмы.

26 сентября 2022 г.

Уведи к свету

Антон Лухнёв пишет о спектаклей «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, реж. Игорь Казаков, Иркутский театр кукол «Аистёнок».

21 сентября 2022 г.

Человеческое, слишком человеческое

Анастасия Ильина пишет о спектакле «Робот Костя», реж. Иван Заславец, Планетарий №1 и Институт перспективных технологий, Санкт-Петербург

23 августа 2022 г.

Правильно поставленная подушка

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Исход» Полины Бородиной, реж. Петр Шерешевский, театр «Шалом», Москва

2 августа 2022 г.

Золотая антилопа

Алексей Шабанов пишет о спектакле «Деньги как из ведра» Себастьяна Тьери, Городской драматический театр Нижневартовска и беседует с режиссёром Александром Баркаром.

30 июля 2022 г.

Добрый человек из Новосибирска

Юлия Плотникова пишет о спектакле «Тайм-аут» Марины Крапивиной, реж. Петр Шерешевский, Новосибирский театр «Красный факел».

25 июля 2022 г.

Возвращенные шедевры

Елизавета Гундарина пишет о двух спектаклях, выросших из лаборатории «Про100ры истории» в Алтайском театре драмы имени В.М. Шукшина, Барнаул: «Дни нашей жизни» (режиссер и художник-постановщик Дмитрий Огородников) и «Трильби» (режиссер Галина Зальцман, художник Екатерина Никитина).

12 июля 2022 г.

Любить без суеты

Арина Кутровская пишет о спектакле «Гроза. Апокриф» по пьесе Александра Островского, Школа драматического искусства, реж. Евгений Закиров.

8 июля 2022 г.

Смена на смену

Софа Игумнова анализирует пьесу Марюса Ивашкявичуса «Спящие».

15 июня 2022 г.

Актер русской хтони

Елизавета Булаева пишет актерский портрет Валентина Самохина

12 июня 2022 г.

Выбор между Ницше и Камю

Виктория Корнеева пишет о пьесе Глеба Планкина «Почтамт»

28 мая 2022 г.

Теряя имя своё

Анастасия Ильина беседует с главным режиссером Московского драматического театра «Сфера» Александром Коршуновым

23 мая 2022 г.

Хоровод казаков

Елена Ольховская пишет о спектакле «Казаки в Париже», Липецкий театр танца «Казаки России», художественный руководитель Леонид Милованов, режиссёр-хореограф Екатерина Милованова

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда.

17 мая 2022 г.

За кованой оградой

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Русская смерть», реж. Дмитрий Волкострелов, Центр имени Вс. Мейерхольда

8 мая 2022 г.

Простые слова мешают счастью

Ангелина Шляпина пишет о спектакле «Я танцую как дебил» Игоря Витренко, реж. Иван Миневцев, Челябинский молодежный театр

29 апреля 2022 г.

Онлайн и оффлайн Достоевский

Анастасия Ильина пишет о лаборатории к 200-летию Ф.М. Достоевского в Тильзит-Театре (Советск, Калининградская область).

29 апреля 2022 г.

Потому что они люди

Полина Пахомова пишет о спектакле «Холодное сердце» по одноимённой сказке Вильгельма Гауфа. Режиссёр и автор инсценировки – Светлана Аюпова. Театр-студия «Alter ego», Уфа.

14 апреля 2022 г.

Нужен ли бэби-театру шумовой оркестр?

Стас Зверев пишет о лаборатории бэби-театра на Камчатке.

5 апреля 2022 г.

Беги, Зоя…

Анзор Сабанов пишет о спектаклей «Документальное рондо для бега с препятствиями» Дарьи Верясовой, реж. Елена Павлова, Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова, Абакан, Хакассия.

1 апреля 2022 г.

Повседневное дело

Анастасия Демидова пишет о спектакле «Легасов: надо жить» Рагима Мусаева, реж. Анна Терёшина, Тульский театр драмы.

15 марта 2022 г.

Восприятие мира любящим

Ирина Пекарская пишет о спектакле «Аномальная Лиза» по Чарли Кауфману, Московский драматический театр «Человек». Режиссёр — Скворцов.

24 февраля 2022 г.

О чём грустит андроид?

Анастасия Павлова пишет о спектакле «Заходит андроид в бар» Данилы Чекрыгина, реж. Павел Зорин, театральная компания «Les Partisans», Ижевск

15 февраля 2022 г.

В начале было не слово

Катрин пишет о спектакле «Нафс (эго)», хореография Нурбека Батуллы, Международный хореографический фестиваль «Context. Diana Vishneva»

3 февраля 2022 г.

Абьюз и харассмент дона Хуана

Егор Куликов пишет о спектакле “Дон Хиль Зелёные Штаны” Тирсо де Молины, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

26 января 2022 г.

Перегоревшая лампочка

Антон Лухнёв пишет о спектакле «С вечера до полудня» Виктора Розова, Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова, реж. Станислав Мальцев

24 января 2022 г.

Убить Илла

Полина Зонова пишет о спектакле «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, реж. Петр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск

17 января 2022 г.

Необходимый случай

Азалия Балгазина пишет о спектакле «Капитанская дочка» А. Пушкина, реж. Искандэр Сакаев, Молодежный театр Республики Башкортостан, Уфа

29 декабря 2021 г.

Артем Устинов: «Режиссёры такие странные, им кажется, что все должны ради спектакля жертвовать всем»

Александра Стрижевская беседует с режиссером Артемом Устиновым

20 декабря 2021 г.

Вместо вампиловского фестиваля

Елена Жданова пишет о режиссёрской лаборатории «Актуальная драма» в Драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, Иркутск

19 декабря 2021 г.

В тюрьме и вне тюрьмы

Ирина Винтерле пишет о спектакле «Дания тюрьма» Аси Волошиной, реж. Петр Шерешевский, Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург

1 декабря 2021 г.

Женитьба и свита Воланда

Екатерина Ченчикова пишет о спектакле «Женитьба» Николая Гоголя, реж. Вадим Данцигер, Мурманский драматический театр

22 ноября 2021 г.

В оковах мысли

Лана Йекнич пишет о спектакле «Раскольников» по Федору Достоевскому, Коляда-театр (Екатеринбург), реж. Николай Коляда.

12 ноября 2021 г.

Опьянённые идеями

Анна Кочергина пишет о спектакле «Братья Карамазовы» по Фёдору Достоевскому, Астраханский драматический театр, реж. Александр Огарёв.