Новости | СТД РФ

Гордыня и предубеждение

Количество сообщений в медиапространстве о том, что в фейсбуке Кирилл Серебренников отказался от участия в фестивале «Золотая Маска», вчера просто зашкаливало. Причем Кирилл высказался только в фейсбуке, пока официальных заявлений от него не было. Наверное, информация о начале военных действий вызвала бы меньший интерес. В чем дело? Может заявление Серебренникова, а до того Константина Богомолова – это и есть своего рода объявление о войне на нашей театральной территории. Но кого с кем? 

«Я еще не дошел до той степени падения, чтобы мои спектакли оценивала компания Кокшеневой-Егошиной-Токаревой», — написал Богомолов.

«Я из соображений гигиены не хочу, чтоб мои спектакли смотрели, оценивали люди, которые написали на меня и театр, в котором я служу, множество подлых доносов и пасквилей», — это уже Серебренников, который фамилий не называет, и можно только догадываться, кого именно он имеет ввиду.

Хочу обратиться к этим молодым талантливым режиссерам:

Друзья мои!

Смирите гордыню.

Во-первых, вы не пишете романов, когда за все отвечает только сам автор, и тогда он волен участвовать или не участвовать в каких-либо литературных конкурсах. Вы работаете в театре, и в числе авторов ваших спектаклей есть еще другие талантливые люди. Хорошо бы учитывать и их мнение.

Я еще могу предположить, что Серебренников, возглавляя свой театр, может участвовать или не участвовать в том или ином фестивале. Но Богомолов, выпуская спектакли, скажем, в театре «Ленком», или во МХТ, или в каком-то еще другом театре, наверное, самолично такого решения принимать не может. Но дело даже не в этом.

Ведь так можно дойти и до полного абсурда – не пускать зрителей на свои спектакли, которые по каким-то причинам не принимают ваш спектакль. Пропускать их через специальные защитные рамки и допускать на свой спектакль только избранных - только тех, кто достиг понимания, и только тех, кто способен оценить ваше творчество по достоинству.
Родные мои!

Нельзя забывать, что театр – это социальный институт. Это часть общества, которое совсем неоднородно, составлено из различных групп граждан, разных по своему социальному статусу, исповедующих разные религии и в силу этого думающих по-разному, чаще всего, диаметрально по- разному. И что? Я уверен, что как раз театр и должен заниматься важнейшей миссией объединения.

Второе. Вам не нравится состав экспертного совета, поскольку в него вошло два-три человека, которые, допускаю, по весьма серьезным соображениям вас не устраивают. Но есть и другие девять-десять человек, которые не вызывают у вас возражения, хотя вполне вероятно, что именно среди них есть как раз те люди, которые вызывают раздражение уже у других деятелей театра. Кто-то, например, нервно реагирует на фамилии, скажем, Шендеровой, Карась и Фукс.

Мы должны учитывать их мнения или нет? Если мы хотим быть толерантными, по-европейски терпимыми к другому, то значит, должны.

Надеюсь, вам понятно, что мы никогда не соберем экспертный совет, который одобрят абсолютно все.

Жизнь вся состоит из компромиссов – это истина, которая хорошо вам известна и без меня. Это не значит, что надо поступаться своими нравственными или художественными принципами, я не призываю становиться конформистами. Но я призываю в своих решениях исходить не только от себя, своих ощущений, своих амбиций. Есть общее дело, есть коллеги, есть отечественный театр, ведь мы все стремимся к тому, чтобы наш театр развивался, обновлялся, был разнообразным, но при этом сохранял и свое единство. А мы все время тонем в склоках, в глупой бессмысленной междоусобице. Иногда выгоднее сдать одну позицию, но при этом выиграть все сражение – так поступали великие полководцы, которые одерживали победы.

Что могу сказать, мне очень жаль, что такие яркие режиссеры отказываются принимать участие в главной театральной премии России. Мы всегда стремились, чтобы «Золотая Маска» демонстрировала наиболее полную театральную картину страны, чтобы в премии были представлены разные театральные работы.

«Золотая Маска» всегда вызывала споры, бурные обсуждения, критику, а как же иначе, ведь это живое дело, в котором всегда находятся недовольные и несогласные. Сегодня негодуют одни, завтра другие – это нормальный процесс большой театральной страны.
Я хочу призвать всех: уважайте себя, уважайте мнение ваших коллег, уважайте противоположные эстетические взгляды. Ни у кого нет права узурпировать театральную эстетику, заявлять, что вот это главное, а это второстепенное. Время все расставит на свои места. Важно, чтобы в истории от нас остались талантливые спектакли, а не скандалы, склоки, хамские реплики в социальных сетях и различные проявления нетерпимости.

С уважением, Александр Калягин

Опубликовано 16.10.2015

Теги: Прямая речь

Искать

Архив новостей


Дата публикации 21 января 2019 г.

Я желаю вам любить театр так, как вы любите своих детей

Из выступления Александра Калягина на открытии Всероссийского театрального марафона, Владивосток, 18 января 2019 года:

Чтобы сделать этот праздник, мы готовились к нему долго. Пытались все учесть и, надеюсь, учли, хотя, надо думать, прибавятся какие-то вещи, которые будем решать все вместе в течение этого года.

Это праздник не только театра, не только актеров и тех, кто работает на всех сценах по всей стране. Прежде всего, Год театра - это год зрителя. Я вам желаю полюбить театр так же, как и любите все вы своих детей!

Дата публикации 21 января 2019 г.

Театр начинается с... детства

Начался 2019 год – Год Театра. Много ожиданий, надежд, планов... Долго составляли Программу проведения Года Театра, старались ничего не упустить. Но все-таки непростительно упустили — не продумали специальных проектов, которые были бы направлены на поддержку театров, в которых играют дети.

В России сегодня работают 14 детских театральных школ и более 1000 театральных отделений детских школ искусств. И в них занимаются наши дети, очень много детей, которые именно здесь приобщаются к театру, правильнее сказать, приобщаются вообще к культуре. Во многих небольших российских городах детские школы искусств, по сути, являются единственными центрами культуры.

Дата публикации 22 марта 2016 г.

МНОГОЛЕТНЕЕ ОЖИДАНИЕ

Сегодня деятели театра ждут десятилетиями почетного звания, словно дается оно за выслугу лет, а не за талант и мастерство. Иногда артисты уходят из жизни, так ничего и не дождавшись. Ситуация более чем странная, ведь, на самом деле, от государства ничего не требуется – ни одно почетное звание не дает никаких особых привилегий.

МоскваДата публикации 6 февраля 2016 г.

Усталость режиссера

Когда-то Георгий Товстоногов назвал профессию режиссера самой трудной в мире. И это правда, а потому и режиссеров всегда немного, их имена наперечет, а талантливых и вовсе единицы. Талант «усыхает», – предупреждал тот же Георгий Александрович, - если его лишить возможности работать.

МоскваДата публикации 16 октября 2015 г.

Гордыня и предубеждение

Количество сообщений в медиа пространстве о том, что в фейсбуке Кирилл Серебренников отказался от участия в фестивале «Золотая Маска», вчера просто зашкаливало. Причем Кирилл высказался только в фейсбуке, пока официальных заявлений от него не было. Наверное, информация о начале военных действий, вызвала бы меньший интерес. 

Дата публикации 15 октября 2015 г.

Говорим, а проблемы не решаются

Стараются чиновники на разных местах, каждый по-своему, но цель у них одна – подчинить творческий процесс законам маркетинга, аутсорсинга и еще разным другим технологиям с красивыми названиями, но не имеющим никакого отношения к искусству театра.

К сожалению, таких новостей нет.