Гордыня и предубеждение
Количество сообщений в медиапространстве о том, что в фейсбуке Кирилл Серебренников отказался от участия в фестивале «Золотая Маска», вчера просто зашкаливало. Причем Кирилл высказался только в фейсбуке, пока официальных заявлений от него не было. Наверное, информация о начале военных действий вызвала бы меньший интерес. В чем дело? Может заявление Серебренникова, а до того Константина Богомолова – это и есть своего рода объявление о войне на нашей театральной территории. Но кого с кем?
«Я еще не дошел до той степени падения, чтобы мои спектакли оценивала компания Кокшеневой-Егошиной-Токаревой», — написал Богомолов.
«Я из соображений гигиены не хочу, чтоб мои спектакли смотрели, оценивали люди, которые написали на меня и театр, в котором я служу, множество подлых доносов и пасквилей», — это уже Серебренников, который фамилий не называет, и можно только догадываться, кого именно он имеет ввиду.
Хочу обратиться к этим молодым талантливым режиссерам:
Друзья мои!
Смирите гордыню.
Во-первых, вы не пишете романов, когда за все отвечает только сам автор, и тогда он волен участвовать или не участвовать в каких-либо литературных конкурсах. Вы работаете в театре, и в числе авторов ваших спектаклей есть еще другие талантливые люди. Хорошо бы учитывать и их мнение.
Я еще могу предположить, что Серебренников, возглавляя свой театр, может участвовать или не участвовать в том или ином фестивале. Но Богомолов, выпуская спектакли, скажем, в театре «Ленком», или во МХТ, или в каком-то еще другом театре, наверное, самолично такого решения принимать не может. Но дело даже не в этом.
Ведь так можно дойти и до полного абсурда – не пускать зрителей на свои спектакли, которые по каким-то причинам не принимают ваш спектакль. Пропускать их через специальные защитные рамки и допускать на свой спектакль только избранных - только тех, кто достиг понимания, и только тех, кто способен оценить ваше творчество по достоинству.
Родные мои!
Нельзя забывать, что театр – это социальный институт. Это часть общества, которое совсем неоднородно, составлено из различных групп граждан, разных по своему социальному статусу, исповедующих разные религии и в силу этого думающих по-разному, чаще всего, диаметрально по- разному. И что? Я уверен, что как раз театр и должен заниматься важнейшей миссией объединения.
Второе. Вам не нравится состав экспертного совета, поскольку в него вошло два-три человека, которые, допускаю, по весьма серьезным соображениям вас не устраивают. Но есть и другие девять-десять человек, которые не вызывают у вас возражения, хотя вполне вероятно, что именно среди них есть как раз те люди, которые вызывают раздражение уже у других деятелей театра. Кто-то, например, нервно реагирует на фамилии, скажем, Шендеровой, Карась и Фукс.
Мы должны учитывать их мнения или нет? Если мы хотим быть толерантными, по-европейски терпимыми к другому, то значит, должны.
Надеюсь, вам понятно, что мы никогда не соберем экспертный совет, который одобрят абсолютно все.
Жизнь вся состоит из компромиссов – это истина, которая хорошо вам известна и без меня. Это не значит, что надо поступаться своими нравственными или художественными принципами, я не призываю становиться конформистами. Но я призываю в своих решениях исходить не только от себя, своих ощущений, своих амбиций. Есть общее дело, есть коллеги, есть отечественный театр, ведь мы все стремимся к тому, чтобы наш театр развивался, обновлялся, был разнообразным, но при этом сохранял и свое единство. А мы все время тонем в склоках, в глупой бессмысленной междоусобице. Иногда выгоднее сдать одну позицию, но при этом выиграть все сражение – так поступали великие полководцы, которые одерживали победы.
Что могу сказать, мне очень жаль, что такие яркие режиссеры отказываются принимать участие в главной театральной премии России. Мы всегда стремились, чтобы «Золотая Маска» демонстрировала наиболее полную театральную картину страны, чтобы в премии были представлены разные театральные работы.
«Золотая Маска» всегда вызывала споры, бурные обсуждения, критику, а как же иначе, ведь это живое дело, в котором всегда находятся недовольные и несогласные. Сегодня негодуют одни, завтра другие – это нормальный процесс большой театральной страны.
Я хочу призвать всех: уважайте себя, уважайте мнение ваших коллег, уважайте противоположные эстетические взгляды. Ни у кого нет права узурпировать театральную эстетику, заявлять, что вот это главное, а это второстепенное. Время все расставит на свои места. Важно, чтобы в истории от нас остались талантливые спектакли, а не скандалы, склоки, хамские реплики в социальных сетях и различные проявления нетерпимости.
С уважением, Александр Калягин
Теги: Прямая речь