Новости | СТД РФ

21 марта - Международный день кукольника

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ КУКОЛЬНИКА- WORLD PUPPETRY DAY
Международный центр UNIMA для традиционного приветствия в этом году предложил еще раз вчитаться в мудрый текст профессора Хенрика Юрковского, написанный им пять лет назад именно к нашему профессиональному празднику. Не будет преувеличением сказать, что для многих зарубежных и российских кукольников уход из жизни этого замечательного человека и уникального теоретика театра кукол стал главной печалью начала этого года. Возможно, именно поэтому сегодня его лаконичное, но при этом глубокое размышление о современной кукле в контексте мировой культуры настраивает не только на философское осмысление феномена куклы, но и самой жизни.

Послание профессора Хенрика Юрковского
по случаю Всемирного Дня Кукольника 2011

Город Омск. Западная Сибирь. Вхожу в местный музей этнографии и уже в первом зале вижу внушительную витрину с десятками фигур и фигурок. Это идолы финно-угорских племён ханты и манси. Они приветствуют всех входящих. А меня охватывает желание им поклониться. Потому что они - незыблемо запечатленный след духовности ушедших поколений. И еще потому, что мир их представлений постепенно преобразовался в мир театральных образов - и светских, и сакральных.
Идолов и сакральных фигур в различных художественных коллекциях - множество. Все они уже очень далеки от нас. Но в музеях есть и театральные куклы, которые хранят на себе следы рук их создателей и аниматоров. Следы человеческой фантазии, духовности и умений. Собрания театральных кукол есть в каждой стране и на каждом континенте. Они – гордость коллекционеров, места, где изучают старинные формы искусства, и живая память… Они же являются доказательством огромного разнообразия нашего искусства.
Развитие искусства, как и многие другие виды человеческой деятельности, имеет две тенденции – к унификации и к дифференциации. Сегодня мы наблюдаем их сосуществование. Нам легко путешествовать по воздуху и «летать» по Интернету, который увеличивает число наших контактов, приобретенных на различных конгрессах и фестивалях, и которые ведут ко всё возрастающей унификации. Наверное, мы все, действительно, скоро будем жить в «глобальной деревеньке» Маршалла Маклюэна.
Такое положение вещей, однако, не означает того, что культурное разнообразие полностью утрачено. Оно свидетельствует лишь о том, что всё большее число театров в общении со зрителями используют сходные средства выразительности. Традиционные виды театра кукол, такие как японский «нингё дзёрури» и индонезийский «ваянг», прижились в Америке и странах Европы, а кукольники Африки и Азии перенимают европейские образцы и часто удивляют нас тем, что у них из этого получается. Мои друзья говорят, что если молодой японский пианист может виртуозно исполнять Шопена, то и современный американец вполне может стать мастером декламации «дзёрури» или далангом «ваянг пурва». Я готов согласиться с ними. При условии, если эти кукольники захотят освоить не только технику традиционных видов театра, но и саму культуру, на основе которой она возникла.
Немало художников удовлетворяются лишь внешней красотой, присущей театру кукол. В то время как он содержит в себе потенциал для открытия зрителю иных форм искусства, и в этом смысле кукла завоевывает всё новые территории. Даже в драматическом театре она стала источником многих метафор.
Широкая экспансия человекоподобной куклы, тем не менее, столкнулась сегодня с её вытеснением за пределы территорий, которые она до сих пор занимала. Причина тому – нашествие предметов. А в более широком смысле – вторжение материи самого разного рода. Каждый предмет, каждый материал как бы обращаются к нам, поддаются анимации и настоятельно требуют своего участия в театральной жизни. Так, на место человекоподобной куклы приходит предмет. Он открывает для кукольников путь к поэтическому языку и созданию образов, богатых по содержанию и динамике.
Метафоричность и образность, которые некогда были достоянием каждого отдельно взятого вида театра кукол, сегодня стали источником индивидуального самовыражения. Возник индивидуальный поэтический язык, зависящий не от видовой традиции, а от таланта художника. Унификация средств выразительности в итоге дала обратный эффект – их дифференциацию. А «глобальная деревенька» Маклюгана обратилась в свой антипод. Разнородные средства выразительности сегодня – это источник индивидуальной экспрессии художника, которая всегда стремится к оригинальным решениям. При этом традиционный театр кукол вовсе не исчез с нашего горизонта. К нему мы можем обратиться всегда.

Опубликовано 21.03.2016

Теги: Театр для детей, театр кукол

Искать

Архив новостей


Дата публикации 30 мая 2023 г.

ЛАБОРАТОРИЯ П/Р ВИКТОРА ПЛАТОНОВА | ПРИЕМ ЗАЯВОК

Кабинет театров для детей и театров кукол СТД РФ приглашает принять участие в лаборатории конструкторов и технологов театров кукол под руководством художника Виктора Платонова. Прием заявок до 15 июня.

Дата публикации 23 мая 2023 г.

Лаборатория п/р Александра Кузина

15-19 мая в Москве прошла Лаборатория молодых артистов театров для детей и молодежи под руководством народного артиста РФ, профессора А.С.Кузина. Публикуем фоторепортаж.

Дата публикации 19 мая 2023 г.

Лаборатория п/р Виктора Шраймана | имена участников

Кабинет театров для детей театров кукол СТД РФ рад объявить результаты конкурса на участие в Лаборатории режиссеров театров кукол п/р Виктора Шраймана.

Дата публикации 11 мая 2023 г.

РАМТ. Точки пересечения

РАМТ начинает новый проект о современном детско-юношеском театре и возрастной психологии "Точки пересечения". Проект посвящен связи современного театра для детей и подростков и возрастной психологии.

Дата публикации 2 мая 2023 г.

Лауреаты «Арлекина» 2023

26 апреля в Санкт-Петербурге завершил работу XХ Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин» и конкурс на соискание Российской Национальной театральной премии «Арлекин» 2023 года, проходившие с 18 по 26 апреля 2023 года.

Дата публикации 17 апреля 2023 г.

Лаборатория п/р Виктора Шраймана

Кабинет театров кукол и театров для детей СТД РФ объявляет прием заявок для участия в Лаборатории режиссеров театров кукол под руководством В.Л. Шраймана. Прием заявок до 15 мая.

К сожалению, таких новостей нет.