О творческих мастерских московских художников
Союз театральных деятелей России не может оставить без внимания ситуацию, сложившуюся вокруг творческих мастерских московских художников. Об этом материал Елены Добровинской – жены художника Евгения Добровинского, оказавшегося одним из тех, кого выживают из его мастерской:
Что приводит к развалу культуры?
Судьба творческих мастерских висит на «волоске».
Слухи о том, что городские власти в очередной раз намереваются отобрать у МСХ творческие мастерские оказались действительностью. В городе Москве развернута целая компания по изъятию мастерских у творческих союзов (Московский Союз Художников (далее - МСХ), Союз Художников России, Союз Дизайнеров России) с целью сдачи в аренду, либо продажи этих нежилых помещений, что принесет большие доходы в городскую казну. Существуют несколько способов отъема.
Например, разрабатывается некий градостроительный проект под который проводится «Постановление о сносе или реконструкции», расторгаются договора с нежелательными арендаторами. В частности, договор между Департаментом городского имущества города Москвы (далее - ДИМ) и МСХ безвозмездный и длительный, сроком действия до 2025 года. Требовать у художников деньги за аренду творческих мастерских у Московского правительства не поднималась рука даже в самые тяжелые для Москвы времена. Финансовая ситуация в городе сейчас сложная, градостроительные планы меняются, реального застройщика под проект и сроков реализации его нет, но, пользуясь утвержденным ранее «Постановлением о сносе или реконструкции», ДИМ изымает площади творческих мастерских без предоставления замены.
В частности из-за Постановления Правительства Москвы от 24 декабря 2013 года № 889-ПП «Об утверждении проекта планировки территории квартала № 998 Красносельского района города Москвы» такая участь может постичь творческие мастерские МСХ по адресу: ул, Гаврикова д. 3/1 и ул. Русаковская д.4 кор. 1. 15 сентября 2015 года Департамент городского имущества. Москвы может забрать эти помещения по суду без предоставления какой-либо замены. В «сносимых домах» ремонтируют фасад и кровлю, по данным управы готовится капитальный ремонт. Четверым арендаторам этих помещений предстоит оказаться на улице без работы и средств к существованию.
В 2014 году было отменено «Постановление о творческих Союзах» № 262 от 11 апреля 2000 года в части, ранее защищавшей художников и вынуждавшей ДИМ давать помещения взамен изъятых. Отмену этого Постановления пытался оспорить в суде Союз Дизайнеров России, но безрезультатно. Плачевна судьба художественных коллекций и архивов. К великому сожалению, такая участь может постичь многих творческих людей, чьи рабочие площади находятся в привлекательном для ДИМ месте.
Есть и другие способы изъятия помещений у законных арендаторов. Помещения, в которых трудятся мастера искусств, выставляются на торги вместе с содержимым; в этом разрушительном деле помогают вновь созданные ГУПы, которым передаются творческие мастерские (Армянский пер. д. 4, Лубянский проезд д. 5).
Департамент имущества г. Москвы освобождает нежилые помещения, предоставленные на основании безвозмездного и длительного договора, от нежелательных, по их мнению, арендаторов, которые, будучи беззащитными, вынуждены отстаивать свои права в суде. Руководство МСХ всячески поддерживает художников, идут суды. Художники, в свою очередь не теряют надежды, верят, что их усилия увенчаются успехом и благодарны всем, кто содействует решению их сложной проблемы.
Руководитель Департамента городского имущества г. Москвы В.В. Ефимов в интервью газете «Московский комсомолец» сказал, что художники могут работать спокойно, однако ситуация обратная.
Художественная мастерская - не коммерческое предприятие, художник не может гарантировать стабильный и достаточный доход ни арендодателю, ни даже своей собственной семье. Участвовать в коммерческих арендных тендерах художники не могут. Планомерное выдавливание творческих союзов уже началось и обязательно продолжится, если не поставить этому какое-либо справедливое и законное противодействие.
Елена Добровинская
Теги: Творческие проекты, Сценография