Российский центр ОИСТАТ – о World Stage Design—2022.
Российский центр ОИСТАТ (Международной организации сценографов, театральных архитекторов и технологов) – о World Stage Design—2022.
С 6 по 16 августа 2022 г. в городе Калгари (провинция Альберта, Канада) прошло одно из крупнейших мероприятий OISTAT (Международная организация сценографов, театральных архитекторов и технологов), посвященных сценическому дизайну, — World Stage Design—2022. Пятый юбилейный фестиваль должен был состояться в 2021 г., однако из-за пандемии COVID-19 организаторы были вынуждены перенести его на 2022 год. В подготовке WSD–2022 активное участие приняли Школа творческих и исполнительских искусств Университета Калгари (SCPA; University of Calgary’s School of Creative and Performing Arts), Канадский институт театральных технологий (CITT / ICTS; Canadian Institute for Theatre Technology / Institut Canadien des technologies scénographiques) и Канадский Центр OISTAT.
В 2022 г. программа WSD, как и ранее, включала в себя четыре обязательные части: Международную выставку и конкурс сценического дизайна, фестиваль «Сценофест» («Scenofest»), Конкурс театральной архитектуры (TAC; Theatre Architecture Competition) и вручение премии за технические достижения в области сценического искусства (TIP; Technical Invention Prize). В этом году лидерами по числу полученных призов в разных номинациях стали представители Китая. В рамках WSD–2022 прошли Всемирный конгресс OISTAT, ежегодная конференция CITT / ICTS, а также организованная этим институтом выставка-ярмарка, направленная на поддержку творческих сообществ коренного населения Канады. Большая часть мероприятий WSD-2022 состоялась на обширной территории Университета Калгари.
Среди особенностей WSD—2022 — повышенное внимание проектам этнической и экологической направленности, в том числе созданным представителями коренных народов и раскрывающим темы этнического своеобразия, сохранения и продвижения традиционных этнических культур, их связи с окружающей природой. Особо приветствовались проекты, в которых демонстрировалась приверженность принципам экосценографии и экодизайна, а также активно применялись технологии AR/VR/MR. И, конечно, на организации WSD—2022 не могли не сказаться карантинные ограничения, связанные с COVID-19, — многие мероприятия были проведены в дистанционном или гибридном формате.
Несмотря на ограничения, связанные с пандемией, форум WSD в очередной раз стал многофункциональной площадкой для продвижения творческих инициатив и поддержки творческих проектов, повышения профессионального мастерства молодых деятелей искусства. В рамках «Сценофеста» было показано более 20 перформансов, в основном раскрывающих темы экологии, климатических изменений и сохранения традиционных культур коренных народов; представлены небольшие выставки, выставочные стенды и инсталляции.
Россия на WSD–2022 была представлена инсталляцией, посвященной международной выставке «Дизайн костюма на рубеже веков. 1990–2015», премьера которой прошла в 2015 г. в Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина, и которая впоследствии с успехом побывала в США, Польше и Китае. В презентации приняли участие Дмитрий Родионов (руководитель проекта и бывший директор ГЦТМ им. А.А.Бахрушина), Игорь Руссанофф (художественный руководитель) и Сьюзан Тсу (главный куратор). Как отметили организаторы WSD–2022, «в эти тяжелые времена насилия, войны и страха мы предлагаем взглянуть на мир глазами художников; их творения, расположенные рядом друг с другом, не только служат нам укором, но и дают вдохновение, утешение, оптимизм и надежду на лучшее будущее».
В общей сложности в рамках WSD–2022 было проведено более 20 мастер-классов, тренингов, семинаров и лекций, около 30 панельных дискуссий; прошли презентации новых изданий по сценическому искусству. Среди мастер-классов и тренингов: «Разработка и создание образа для перформанса», «Тренировка глаз: цветовые палитры для разной пигментации кожи» (представлен компанией Associated Designers of Canada), «От сцены к фильму: заметки для сценографов» (ведущая – Элоиза Казан), «Холистический подход к исполнительским искусствам» (представлен компанией «EcoStage»), «Проектирование с помощью разных материалов: как материал, из которого шьются костюмы, может стать стимулом для создания невероятного перформанса», «Присутствие коренных народов в спектакле и сценографии». Большой интерес вызвал персональный мастер-класс «Свет, камера, куклы» ДерРика Старлайта — американского комика-кукловода, сценариста и режиссера. Знаменитость продемонстрировала работу с марионетками на сцене и познакомила слушателей с азами озвучки различных персонажей. На практическом семинаре «Цифровой костюм: экспериментирование с методами цифрового дизайна» участники познакомились с методами цифрового дизайна костюмов, узнали, как можно использовать планшеты и смартфоны в качестве творческого блокнота в процессе создания эскизов костюмов; прошли обучение работе с программой Clo3D. Одним из мероприятий цикла «Живая легенда» стал мастер-класс «Панорама Толедо: симфония цвета и звука» британского сценографа, режиссера, педагога и писателя Памелы Ховард. Занятия были вдохновлены знаменитой картиной Эль Греко «Вид и план Толедо». Целевая аудитория – начинающие дизайнеры и студенты. Участники были разбиты на группы по два человека, каждой из которых предстояло нарисовать свою часть огромной диорамы высотой 2 м. и шириной 60 м., последовательно на примере различных событий и эпох раскрывающей темы культурного своеобразия, иммиграции и идентичности. Одновременно небольшая группа музыкантов разучивала партитуру музыкальной композиции, которая должна была дополнить визуальный ряд. Финальная презентация «Панорамы Толедо…» с успехом прошла 15 августа в виде променад-концерта. Подкомиссия по костюмам ОИСТАТ организовала мастерскую на открытом воздухе по созданию гигантской инсталляции из медицинских масок «Пейзаж масок пандемии». Жан-Ги Лека, сценограф и театральный архитектор, один из постоянных соавторов Питера Брука, в дистанционном формате представил лекцию-размышление «Каким будет театр завтрашнего дня».
Среди панельных дискуссий, вызвавших наибольший интерес: «Сообщество и ритуальные представления: материальность, культура и смысл» (практики ритуала и коллективные перформансы; модератор – Донателла Барбьерри), «Инклюзивные и воображаемые миры в театре для юного зрителя» (интерактивный театр для детей; модератор – психолог, искусствовед и дизайнер Фиона Уотт), «Экосценографические подходы к использованию цифровых технологий в спектакле» (эксперты в области экологического и устойчивого искусства, расширенной реальности и цифровой сценографии из Канады, Австралии и Великобритании), «Сочетание традиционного и интермедиального: интервенции в практику костюма» (организаторы дискуссии – Лондонский университет искусств и университет Аалто»). Организатором ряда панельных дискуссий выступила ОИСТАТ. В их числе: «Исследовательские беседы о пространстве перформанса и культурной географии» (модератор – Кейт Барнетт) и «Всемирный сценический дизайн – 2025» (обсуждение представленной командой WSD–2025 презентации, раскрывающей ее взгляды на дальнейшее развитие мирового сценического дизайна).
Следующий World Stage Design впервые отправится на Аравийский полуостров. Он пройдет в 2025 г. в Объединенных Арабских Эмиратах в Академии исполнительских искусств Шарджи (SPAA), открытой 1 октября 2019 и ставшей первым подобного рода учреждением в арабском мире.
Источник: https://wsd2021.ca/
Перевод с англ. яз.: Екатерина Барышева
С работами – призерами Международной выставки «Всемирный сценический дизайн – 2022» можно познакомиться в специально подготовленной презентации.
Теги: Сценография