Памяти Валентина Плучека
Выдающийся театральный режиссер, народный артист СССР, многолетний худрук Театра сатиры эпохи его расцвета Валентин Плучек, ушел из жизни 17 августа 2002 года.
В истории русского театра ХХ столетия Валентин Николаевич Плучек фигура особая. Он жил среди великих кумиров прошлого века. Семнадцатилетним мальчишкой пришёл к Мейерхольду, из рук Маяковского получил первую большую роль в его пьесе «Баня». На диспуте, посвященном разгрому этой пьесы, молодой актёр не побоялся защитить поэта. У Мейерхольда он учился в его мастерских, где читал лекции Андрей Белый. Юный Плучек играл в нескольких спектаклях Мейерхольда и заслужил похвалу от Учителя за свою первую режиссёрскую работу. Но всегда Валентин Николаевич считал, что «не учился, а родился там. Моя юность, – говорил он, – опалена присутствием гения – он во всём, как воздух. Благодаря ему я на всю жизнь пленён теми искусствами, которые он притащил в театр; живописью, музыкой, поэзией».
Советская сатира долгие десятилетия пребывала в глубочайшей коме, а если вдруг временно оживала, то влачила полуобморочное существование, балансируя на грани небытия.
И именно Валентин Николаевич Плучек был одним из немногих, кто стремился дать сценическую жизнь талантливым сатирическим произведениям в годы, когда подобные действия впрямую грозили и ему самому, и театру, которым он руководил.
Его великие спектакли: «Дамоклов меч», «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», «Теркин на том свете», «А был ли Иван Иванович?», «Дом, где разбиваются сердца», «Ремонт», «Горе от ума», «Самоубийца», «Вишневый сад» , «Бег», «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и многие другие.
Галина Полтавская.
Теги: Председатель