Обсуждение поправок в Основы государственной культурной политики | решение секретариата
13 декабря заседание Секретариата СТД РФ предваряло обсуждение поправок, которые предлагает внести в Основы государственной культурной политики Институт культурного и природного наследия имени Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Предоставило на обсуждение этот проект Министерство культуры РФ, его представители в лице Директора Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества О.В. Косарева, заместитель директора Э.Э. Исаакян присутствовали на заседании.
Проект изменений в Основы государственной культурной политики представил один из его авторов, директор Института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва В.В. Аристархов. На заседание были приглашены Советники Председателя СТД РФ: Ю.И. Гаврилов, В.Ю. Музычук, заместитель директора Института экономики РАН, В.Г. Урин, генеральный директор Большого театра, К.И. Крок, директор Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. Все выступавшие выразили сомнение в необходимости корректировки Основ государственной культурной политики. В результате обсуждения было принято следующее Решение Секретариата СТД РФ.
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
"СОЮЗ ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ВСЕРОССИЙСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО)"
РЕШЕНИЕ СЕКРЕТАРИАТА СОЮЗА
Протокол № 2/2 от 13 декабря 2021 года
Секретариат СТД РФ, рассмотрев на своем заседании проект корректировки Основ государственной культурной политики Российской Федерации (далее – Основы), отмечает:
Правовой базой для разработки Основ является Конституция Российской Федерации. Текст Основ не содержит каких-либо противоречий с новой редакцией Конституции Российской Федерации и поэтому корректировать его нет необходимости.
Основы не являются документом стратегического планирования (в соответствии с перечнем документов стратегического планирования в статье 11 Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации»" от 28.06.2014 № 172-ФЗ). Поэтому вносить корректировки в Основы в связи с принятием после их утверждения новых документов стратегического планирования также нет необходимости.
При выявлении необходимости внесения оперативных изменений в культурную политику корректировкам может быть подвергнут документ, прямо являющийся документом стратегического планирования – а именно, Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р) – в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ. Этим Федеральным законом предусматривается корректировка документов стратегического планирования без изменения периода, на который разрабатывался соответствующий документ.
В Конституции Российской Федерации сказано: "Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа". Это положение не следует интерпретировать так, будто содержание понятие "культура" исчерпывается только понятием "наследие".
Культура как совокупность деятельности описывается двумя важнейшими понятиями: наследие и творчество. Это – разные стороны культуры, предполагающие разную методику работы с ними в культурной политике. Наследие связано с идеями сохранения и передачи будущим поколениям. Творчество связано с идеей развития и развивается в условиях свободы: свобода творчества охраняется статьей 44 Конституции Российской Федерации.
В статье 44 Конституции РФ есть три пункта:
в пункте 1 дается гарантия свободы творчества;
в пункте 2 гарантируется право каждого на участие в культурной жизни;
в пункте 3 формулируется обязанность каждого заботиться о сохранении наследия.
Задачей Основ, среди прочего, было и остается равномерное раскрытие всех трех пунктов статьи 44 Конституции Российской Федерации: о свободе творчества, о праве участия в культурной жизни и об обязанности хранить наследие. Есть ощущение, что разработчики проекта поправок к Основам сделали наибольший акцент на том, чтобы раскрыть пункт 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации, не уделив достаточно внимания пунктам 1 и 2. Но все эти пункты должны раскрываться равномерно по отношению друг к другу, иначе целостность и сбалансированность понимания культуры будет нарушена.
Также имеет смысл обратить внимание на то, что программные документы всемирных организаций, касающихся культуры (например, ЮНЕСКО), подчеркивают: только высокоразвитая культура может обеспечить развитие общества и только через развитие культуры выявляется ее творческий потенциал. То есть, в этой паре понятий: "сохранение" и "развитие" – основным является именно "развитие". Сохранение может быть через развитие, а не наоборот. Это – очень важный тезис, манифестированный в преамбуле Основ, и именно он обеспечивает идейную целостность этого важнейшего документа.
Исходя из изложенного, Секретариат СТД РФ решил:
1. Считать:
– что достаточные основания для коренного пересмотра документа отсутствуют. Действующие Основы государственной культурной политики не вступают в какие-либо противоречия с новой редакцией Конституции Российской Федерации;
– что представленные Министерством культуры Российской Федерации предложения Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва принимать нецелесообразно, поскольку они без достаточных оснований предлагают внесение принципиальных изменений в Основы государственной культурной политики;
– что предлагаемые изменения в своей совокупности разрушают цельность и сбалансированность действующего документа и в случае их принятия окажут негативное влияние на творческие процессы в отечественной культуре.
Предложить:
– вынести вопрос о целесообразности внесения изменений в Основы государственной культурной политики Российской Федерации на заседание Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству или Президиума этого Совета.
Председатель Союза театральных деятелей Российской Федерации А.А.Калягин
Теги: Главная, Председатель