Доклад Александра Калягина для VIII Съезда СТД РФ
Вы увидели на экране нашу работу за пять лет, конечно, очень многое осталось за кадром. Но даже по этому пятнадцатиминутному фильму можно судить о масштабе нашей деятельности.
И эта наша деятельность была бы невозможна без поддержки поддержки Президента России, без поддержки власти, без поддержки Министерства культуры.
Она была бы невозможна.
Наш театральный Союз — это вся Россия. И я хочу вам напомнить, уважаемые делегаты съезда: Союз театральных деятелей или как раньше он назывался Всероссийское театральное общество, по своей сути, организация консервативная.
И, честно говоря, и в этом я признаюсь вам: мне нравится этот консерватизм, я его приветствую.
Но это вовсе не означает, что мы закостенели в своем развитии. Все время возникают новые направления, новые проекты, новые организационные подходы...
С моей точки зрения, СТД, Союз театральных деятелей — это главная организация, которая занимается воспитанием гражданина России, прежде всего, человека театра. Вот на что я хотел бы обратить ваше внимание.
Первое. Артист, должен быть здоров. Понятно, что я говорю обо всех - о режиссерах, художниках, попросту говоря, обо всех членах СТД.
Для того, чтобы артист был здоров, мы подписали договор с одной из лучших больниц страны, где может лечиться любой член СТД из любого российского города – от Калининграда до Владивостока. Для москвичей работает специализированная Поликлиника.Ру, где можно получить дополнительные медицинские услуги, не предусмотренные обязательным медицинским страхованием. И я хотел бы добиться того, чтобы у наших коллег, живущих в самых разных городах страны, появились бы такие же возможности лечиться в специализированных медицинских учреждениях. Мы должны это сделать.
Второе. Артист должен быть профессиональным, безукоризненно владеть всеми навыками профессии. Конечно, это касается не только артиста, но и всех театральных специалистов. Для чего СТД активно и успешно осуществляет то, что мы называем, профессиональной учебой. Вы видели только что на экране.
Мои дорогие руководители региональных отделений!
Прежде всего, я поздравляю вас с избранием. Я очень рад, что именно вы возглавили наши организации в регионах, я верю в каждого из вас.
Вот о чем я вас прошу. Помимо всей вашей ежедневной, рутинной работы, я хотел бы, чтобы вы научились у себя в области, в республике, крае разговаривать с властью, без этого не обойтись Я убежден, что надо стараться входить в структуры власти, стать, например, членом коллегии местного министерства или другого любого органа власти.
Вы должны быть вхожи и к местному Министру, Мэру, к Губернатору. Без помощи Вашего авторитета, без помощи власти в регионах мало что удастся сделать в культуре. Особенно это стало ясно в пандемию. И спасибо государству, что театры получили поддержку, большую или малую, но получили.
А я могу вам сказать, что Центральный Аппарат СТД всегда готов прийти на помощь, мы ждем ваших сообщений, мы готовы дать вам совет, поддержать, когда нужно.
Но это не отменяет ваш диалог с властью.
Мы не можем ни признать, что государством сейчас многое делается для развития культуры. Сейчас возобновили деятельность Общества знаний. Когда-то я сам от Общества знаний ездил с литературными выступлениями...И сейчас вновь эта деятельность восстанавливается в самых разных областях, в том числе, и в нашей сфере.
И это замечательно, как и замечательно появление Пушкинской карты. Это же потрясающая идея! Дать возможность молодому человеку бесплатно пойти в театр или музей, дать возможность сделать первый шаг в приобщении к культуре.
Прошло время, и я думаю, что мы даже не до конца еще осознали, какой переворот в общественном сознании, произвел Год театра. Я не буду еще раз рассказывать о праздничном марафоне, о форумах, обо всех событиях Года театра, вы, уверен, их все помните.
Посмотрите, сколько возникло Грантов, направленных на развитие культуры. Впервые провел конкурс Фонд культурных инициатив Администрации Президента РФ. Идея прекрасная, Единственно, мне обидно, что лишь одна заявка, поданная от региональных отделений СТД, получила поддержку. Я могу допустить только одно – заявки не были вполне правильно оформлены, но 1 ноября будет объявлен новый конкурс, и я убежден, что вновь надо подавать свои заявки.
Кстати, мне бы хотелось, чтобы у нас возникло продуктивное и активное сотрудничество с Фондом культурных инициатив. Я думаю, что наш Союз мог бы выступить в каком-то смысле экспертом, мы бы взяли на себя труд анализировать заявки, и выдавать свое экспертное мнение.
И вообще, мне кажется, что наш Союз создал условно говоря, экспертно-аналитический институт, который замечательно работает. Ведь именно нам было доверено издание Театральной энциклопедии, нашим экспертам, нашим аналитикам. Наши эксперты работают на фестивалях всех уровней .
И поэтому я не впервые повторяю за Президентом страны: оценкам общественных организаций следует больше доверять, а не….
А теперь о том, что меня огорчает? Это театральные скандалы, нездоровая атмосфера, которая возникла в нашей среде. Делать вид, что все у нас спокойно и гладко, я не могу. Это непростая тема. Это непростая проблема, здесь необходима особая мудрость. Мне хотелось бы, чтобы власти как-то быстрее реагировали на все, что будоражит театральное сообщество, общественное мнение.
Конечно, конфликты, интриги — это как бы обязательная часть жизни театров, они были и будут.
Но, мои дорогие, мораль, нравственность никто не отменял.
И это те вопросы, та повестка, которая всегда будет самой острой.
Я не стану приводить примеры, о многих инцидентах я уже высказался, наверное, вы читали мои выступления и в прессе, и мои письма, адресованные некоторым руководителям театров.
Еще раз повторю: мораль и нравственность никто не отменял. Поэтому я очень боюсь, что может наступить такой момент, когда зрители, простые зрители зададут себе вопрос, а зачем нам театр такой? Что это богема себе позволяет? Почему наши деньги, как любят сейчас говорить: наши деньги налогоплательщиков, должны идти вот на такое искусство? А не лучше ли будет построить больше школ или больниц на эти деньги? Зачем нам такое количество театров, в которых происходит подобное безобразие? И такой момент может возникнуть, если мы доведем ситуацию до точки кипения. Друзья, я ничего не преувеличиваю.
Дорогие мои, я действительно боюсь, что наши зрители могут задать такой вопрос.
Еще раз хочу напомнить в связи с этим, что как бы мы не занимались самовыражением, конечно, на это каждый имеет право, нельзя забывать, что мы занимаемся публичной профессией. Про нас все знают, про нас все читают, часто пишут и читают всякие небылицы, читают причем даже те, кто и в театр не ходит.
Поэтому и появляются уже общественные комитеты, которые собираются проверять репертуар российских государственных театров.
А вот этим всем любителям цензуры я хочу ответить цитатой Шоу, Бернарда Шоу - Непристойность можно отыскать в любой книге, за исключением телефонной. Но я хочу, чтобы и мы понимали - мы все отвечаем друг за друга. За каждый театральный скандал может расплачиваться все театральное сообщество.
Пожалуй, это все. Дальше у нас будет диалог, я готов ответить на все ваши вопросы.
Теги: Председатель