АВТОРСКАЯ СЦЕНА – 2021 | пострелиз и видео
7 – 17 июня в Тюмени проходил XXXIV Всероссийский семинар драматургов «АВТОРСКАЯ СЦЕНА – 2021». Публикуем отчет руководителя семинара Ольги Новиковой.
«Прошлый 2020 год был единственным, когда за всю свою историю «Авторская сцена» не состоялась из-за пандемии.
На этот раз мы были в Тюмени, с 7 по 17 июня. Как всегда 10 дней.
Прекрасный город, чистый, зеленый, ухоженный, с широкими улицами и практически без ковида. Народ хоть и в масках, но скорее для порядка, а так очень спокоен. В театре — Тюменском Большом Драматическом — зрителей много, почти аншлаги.
Театр, надо сказать, очень большой, заблудиться можно (что с нами однажды и произошло), собирается открыть ещё одну сцену, Большая и Малая есть, а эта будет называться «Молодость». Так что мы пришлись ко времени.
Шесть новых пьес молодых драматургов было предложено для сценической апробации:
«Полярная болезнь» Маши Малухиной (Москва),
«Икра трески» Марии Манич (Москва),
«Анна поет» Натальи Ключаревой (Ярославль),
«Человек в закрытой комнате» Татьяны Загдай (Москва),
«Русская сказка» Ромы Козырчикова (Екатеринбург),
«Медовый человек» Евгении Скирда (Санкт-Петербург).
Пьесу Ромы Козырчикова пригласили как победителя «Кульминации-2020». Очень обидно, что шортлистеры 2020 оказались вне игры в прямом и переносном смысле слова.
На конкурс в этом году были присланы ( до начала семинара) 338 пьес. В лонг-лист вошла 21 пьеса. При отборе было много споров и противостояний среди членов экспертного совета ( А. Слаповский, К. Драгунская, Р. П. Кречетова, О. Новикова, О. Кузьмичева, А. Любимов, Б. Цекиновский, Р. Белецкий), но в результате голосования сложилось как сложилось.
Трудно не заметить, что из шести авторов пять женщин. Здесь нет никакого феминистского подтекста, просто такой оказалась картина этого года, которую мы никак не можем ни предвидеть, ни предугадать. Пьесы интересные и разные, тематически и стилистически. Драматические коллизии как всегда преобладают, а если и было приближение к комедии («Икра трески»), то «черной».
Шесть режиссеров готовили тексты к сценическим показам – А. Гирба, О. Лысак, А. Любимов, И. Макаров ( все – Москва), А. Колмогоров и Н.Щекина (оба – Екатеринбург).
Репетиции начались 8 июня. Через неделю нужно представить «эскиз» спектакля. Драматурги – полноправные участники творческого процесса. Кто-то из них впервые оказался в таком приближении к репетиционному процессу.
Работать было не просто. Для репетиций, а затем показов была предоставлена Малая сцена, но вечерние спектакли шли там своим чередом, так что пяти группам (А. Гирба для пьесы «Анна поет» выбрал более камерное пространство) оставалось практически дневное время. Напрягаться приходилось всем. Задействована была практически вся труппа, 38 актеров, а также технические цеха и службы театра. Сработали все отлично.
Сценические показы прошли с 14 по 17 июня. (См. афишу и программку.)
Для участия в работе АС и публичного обсуждения показов в Тюмень приехали известный театровед, историк театра, театральный критик Римма Павловна Кречетова, руководитель Драматургической Мастерской Санкт-Петербургской организации СТД РФ Галина Клих, театральный критик, кандидат искусствоведения Борис Цекиновский.
Обсуждения проходили очень активно, с высказыванием разнонаправленных мнений, спорами, с участием актеров и зрителей. На показах Малый зал был почти полон. Впервые в нашей практике театр продавал билеты на все наши показы и, несмотря на дневное время, публики, особенно молодежи, было много. Понятно, современная пьеса не представлена в репертуаре БДТ и ребята с разинутыми ртами слушали и наблюдали за героями своего возраста или возраста родителей, узнавали свои проблемы, узнавали окружающую их жизнь. Так что решение приехать в этот большой театр было правильным. И театр правильно почувствовал необходимость разговора с молодым зрителем. Теперь ему есть, что выбрать, для открытия новой сцены «Молодость». Конечно, сходу решить трудно, но, судя по разговорам (в том числе, с директором С.В.Осинцевым) было несколько показов, заинтересовавших театр. Будем надеяться, что задуманное реализуется и премьеры пьес кого-то из наших молодых авторов украсят афишу театра.
С большим интересом отнеслись участники семинара к лекции Р.П.Кречетовой на тему: «Драматург и Режиссер. Вахту сдал, вахту принял?» Тема полемическая, отношения драматурга и театра очень не простые, похоже, оба недовольны друг другом. Каково будущее драматурга в современном театре? Есть о чем подумать.
К сожалению, не смог приехать в Тюмень по болезни художественный руководитель «Авторской сцены» драматург, писатель, сценарист Алексей Слаповский. Но театр смог организовать зум-конференцию и А.Слаповский провел свой мастер-класс на тему: «Возможности и границы сценического текста. Нецензурная лексика: да или нет?» Разговор был предметным, с цитатами из пьес авторов АС 2021, возникла полезная для всех дискуссия .
Не приехала и Ксения Викторовна Драгунская. Мы готовили зум-конференцию, но она написала, что попала в больницу. Не случилось. А через две недели произошло ужасное – Ксения умерла. Ощущение шока не покидает всех знавших и работавших с ней людей. Последние 10 лет она была Секретарем СТД РФ, мы работали в тесном контакте. Сознание сопротивляется принять произошедшее. Наше драматургическое поле ( среднее поколение) и так немноголюдно, теперь оно стало ещё беднее.
Работа занимала все время, потому не удалось познакомиться с городом, его достопримечательностями. Так урывками кто-то смог прогуляться по набережной, заглянуть в Свято-Троицкий монастырь.
Организаторы «Авторской сцены» от имени СТД РФ благодарят всех, кто участвовал в организации и проведении семинара-лаборатории. Директора театра С.В.Осинцева, заместителя директора по художественно-творческой работе К.Р.Тихонову, сотрудника отдела маркетинга, дизайнера нашего проекта К. Решетникова, начальника отдела по организации зрителя М.Н.Соколову. Благодарим также актеров, всех задействованных сотрудников театра, включая его технические службы и цеха.
Особая благодарность и признательность Тюменскому отделению СТД в лице Председателя народного артиста РФ Владимира Васильевича Орла и заместителя Председателя Людмилы Анатольевны Магиной за гостеприимство, радушие, всестороннюю помощь и прекрасное чувство юмора.
По итогам «Авторской сцены» готовится к печати очередной (№ 38) сборник пьес «Сюжеты» с пьесами драматургов АС 2021. Более того, экспертный совет решил опубликовать ещё две пьесы конкурса -- «От отбоя до подъема» А. Понедельченко и «Сталкер» К. Потапова, которые были, что называется, в листе ожидания, на случай, если кто-либо из шортлистеров не сможет поехать в Тюмень».
Руководитель семинара ― театровед, зав. Кабинетом драматургии СТД РФ Ольга Новикова.
Видео сценических показов пьес опубликованы на YouTube-канале СТД РФ.
Теги: Драматургия, Творческие проекты