Новости | СТД РФ

Александр Калягин: «Голые бродят стаями по сценам, и кого это удивляет?»

Заканчивается театральный сезон, который мы проводим в новой реальности — пандемической. Пандемия, ограничения... а вопросы-то остаются старые, доковидные: куда движется наш театр, да и мировой в целом? Что такое театральная мода и почему именно она, а не художественное, рулит сегодня подмостками? Об этом и другом размышляет известный актер, худрук театра Et Cetera Александр Калягин.

Размышления у театрального подъезда

Мне попалось интервью Римаса Туминаса. Оно оказалось так созвучно моим сегодняшним размышлениям о театре, что я даже удивился. «Такое ощущение, что я остался один из мастеров, которые вышли из прошлого столетия, которые, может быть, слишком консервативные или академические. Но чтобы не быть обвиненным в том, что это уже вчерашний театр, я это скрываю, молчу».

Мне захотелось ему позвонить и сказать: «Дорогой Римас, ты не один, я тоже из прошлого века. Пусть нас называют отсталыми, ведь ярлыки можно клеить какие угодно. Но это неправда, во всяком случае, про тебя. На твои спектакли невозможно попасть — в Москве, в России и в мире. И это сегодня, а не в далеком прошлом. Должен признаться, что я тоже чаще молчу, но не потому, что боюсь обвинений, а потому, что изменить что-либо практически не-воз-мож-но».

Жизнь вокруг такая спешная, крикливая, неясная, за ней трудно угнаться, еще труднее в ней разобраться. Отсюда такая торопливость, неряшливость в творчестве, главное — быстрее других ухватить за хвост успех, суметь обмануть своей как бы непредсказуемостью, удивить как бы новым. А то, что уже завтра может наступить разоблачение, мало волнует.

Это обидно, очень обидно. Не потому, что меня обескураживает на сцене пошлость или глупость, хотя часто обескураживает и то, и другое, но мне больше обидно за талантливых молодых людей, у которых нет времени на постижение своей собственной сути, сути текста, сути жизни. Это же пробег на короткую дистанцию, можно выдохнуться, а однажды заработанная «медаль» окажется среди хлама ненужных вещей.

Я прихожу в замешательство, когда мне рекомендуют посмотреть тот или иной спектакль, объявляя, что его поставил модный режиссер. Не талантливый, а именно модный. Я уверен, что Анатолий Васильевич Эфрос оскорбился бы, если бы его назвали модным режиссером.

Что это значит — быть модным режиссером, модным театром, модным спектаклем? Что такое театральная мода? Следовать моде, это, как я понимаю, находиться в определенных рамках, это неизбежное подражательство. Если этим летом в моде синий цвет и серебряные украшения, то дамы, которые хотят выглядеть современно, быть, как сейчас говорят, в тренде, золотые кольца прячут в шкатулки и покупают себе синие платья. Ну а в театре как?

Экраны на сцене, как серебряные украшения у модных женщин, должны быть в каждом модном спектакле? Обязательно мужчин должны играть женщины и наоборот? Тексты пьес желательно так исковеркать, чтобы даже образованный зритель не догадался, что играют? Мог бы назвать еще несколько приемов, ну они и так хорошо известны.

Мне очень нравится рассказ Питера Брука: «В пятидесятые годы в Англии буржуазный театр — комфортный, уютный, благопристойный — царил повсеместно. Я был членом группы театральных практиков, которые ставили целью шокировать публику — разрушать табу. Когда я на Бродвее ставил спектакль «Марат/Сад», то впервые на этой сцене показал обнаженного человека. Это стало событием. А сейчас голые бродят стаями по сценам всего мира, и кого это удивляет? Может быть, кого-то, но совсем немногих. А меня удивляет другое: почему молодые режиссеры используют те приемы, которым уже пятьдесят лет и которые никого не впечатляют?»

Меня тоже удивляет, почему некоторые молодые режиссеры уверены, что эпатаж — это единственный способ завоевать публику? Они уверены, что к ним ходит элита, я же убежден, что — богема, а это разные вещи. Духовная элита, как мы ее знали и понимали, не польстится на дешевые трюки, на непристойности, на откровенную пошлость... Они приходят в театр, чтобы ощутить присутствие «невидимого» (Питер Брук), а капустник на любую тему они не станут смотреть и дома, сидя за телевизором.

P.S. Зачем я это все пишу, если уверен, что человека из другого века никто не услышит. Римас виноват, прочел его и сам завелся.

Источникhttps://www.mk.ru/culture/2021/06/09/aleksandr-kalyagin-golye-brodyat-stayami-po-scenam-i-kogo-eto-udivlyaet.html

Опубликовано 10.06.2021

Теги: Председатель

Искать

Архив новостей


Дата публикации 31 мая 2023 г.

Юбилей Елены Крынжиной

31 мая юбилей отмечает Председатель Мурманского регионального отделения СТД РФ Елена Крынжина.

Дата публикации 30 мая 2023 г.

Памяти Марка Гурвича

Марка Абрамовича Гурвича любили, уважали и ценили коллеги и в театре им. М.Н. Ермоловой, где долгие годы он был директором, и в Театре Сатиры, где он в последние годы служил заместителем директора. А для нас, для нашего театрального Союза Марк Абрамович был очень верным и большим другом, преданным СТД.

Дата публикации 27 мая 2023 г.

Общероссийский День библиотек

27 мая профессиональное сообщество отмечает Общероссийский День библиотек.

Дата публикации 25 мая 2023 г.

С Днем рождения, Александр Александрович!

Вы наш рулевой или капитан, как Вам больше нравится. Вы – главный идеолог и идейный вдохновитель. Вы – прозорливый руководитель и надежный друг. Мы живем под Вашей защитой, верим Вам и никогда не сомневаемся в Вашей поддержке. Хотим от Вас только одного – будьте здоровы! С днем рождения!

Дата публикации 22 мая 2023 г.

Золотой знак СТД РФ - Кириллу Кроку

Сегодня Секретариат СТД РФ принял решение наградить Высшей наградой СТД РФ «Золотой знак Союза театральных деятелей Российской Федерации» директора Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Крока Кирилла Игоревича.

Дата публикации 22 мая 2023 г.

Юбилей Ирины Александровны Колпаковой

22 мая юбилей отмечает Народная артистка СССР Ирина Александровна Колпакова.

К сожалению, таких новостей нет.