«АРТ-МАРКЕТ» - новый формат продвижения творческих идей
Красноярский ТЮЗ провёл I Открытый конкурс творческих заявок на создание спектаклей для детей и собрал базу лучших замыслов, которыми готов поделиться с театрами.
Красноярский театр юного зрителя в 2019 году впервые провёл «АРТ-МАРКЕТ» – Открытый конкурс заявок на создание спектакля для детей (большая форма). Этот конкурс дал возможность постановщикам представить свои идеи руководителям детских и молодёжных театров страны. Кроме того, конкурс привлёк внимание к спектаклям для юных зрителей, рассчитанным на большую сцену. Сейчас лучшие постановки для детей рождаются в основном на камерных площадках, а качественные спектакли большой формы встречаются довольно редко.
В первом конкурсе приняли участие профессиональные режиссёры и художники из разных городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Эксперты рассмотрели сто заявок, среди которых было много оригинальных, интересных, хорошо продуманных предложений. 12 финалистов презентовали свои замыслы в Красноярске.
Финал конкурса стал главным событием профессиональной программы фестиваля «Театральный синдром. Детский мир». На заключительный этап «АРТ-МАРКЕТА» самостоятельно, или в составе участников Всероссийского передвижного фестиваля «Колесо» (организаторы СТД РФ и РАМТ) в Красноярский ТЮЗ приехали театральные критики, руководители и специалисты детских и молодёжных театров из разных городов страны.
Презентации проходили в разных формах. Постановщики рассказывали о своих проектах, демонстрируя эскизы оформления и костюмов, представляя схемы пространственного решения и видео-интервью членов творческой группы, показывая эскизные фрагменты будущих спектаклей с участием артистов Красноярского ТЮЗа. Новый формат взаимодействия постановщиков с театрами получил одобрение в профессиональном сообществе.
Пилотный конкурс показал, что руководители театров не принимают скоропалительных решений. Им необходимо обсудить все аспекты понравившихся проектов – художественные, технические, финансовые. Как только театры окончательно определятся с выбором, Красноярский ТЮЗ опубликует итоги первого конкурса «АРТ-маркет».
Алексей Гончаренко, главный специалист кабинета театров для детей и театра кукол СТД РФ: «Мне кажется, что «АРТ-маркет», который появился в Красноярском ТЮЗе, это очень нужный формат, очень удачная первая история, которая обязательно должна иметь продолжение. Это важно с точки зрения коммуникации. Возникает такой обоюдный процесс, – режиссёры понимают, что хотят руководители театров о них в будущем, а директора видят, что могут и как себя презентуют режиссёры. Может, даже не этот проект они возьмут, но я вижу, что какие-то договорённости уже происходят. Было 12 презентаций и, если хотя-бы половина из них будет воплощена, это уже очень серьёзная история, потому что все отобранные проекты небанальны и предлагают другое видение театра».
Вольфганг Штюссель, руководитель и режиссёр берлинского театра «Strahl»: «В Германии я такого не встречал. У нас есть другие форматы. Такие короткие, ёмкие презентации – это для меня нечто новое. Я очень высоко оцениваю сам факт появления такой платформы, на которой молодые режиссёры могут поделиться своими замыслами и найти контакт с руководством театров. Я собираюсь
рассказать об этом интересном опыте немецким коллегам и постараюсь, чтобы как можно больше профессионалов детского театра об этом узнали».
Айгуль Горнышева, директор Казанского ТЮЗа: «Работая в ТЮЗах мы все находимся в поисках материала и тех режиссёров, которым это близко. Здесь мы познакомились с очень интересными режиссёрами, интересна сама форма их презентаций, в которых они проявились как очень яркие личности. Ощущение такое, что очень много семян посеяно. Я обязательно соберу худсовет, мы всё ещё раз вместе детально проанализируем и определимся, что мы будем ставить на нашей площадке».
Призовой фонд конкурса «АРТ-МАРКЕТ» (1 миллион рублей) Красноярский ТЮЗ готов распределить между тремя лауреатами, чьи проекты первыми будут приняты театрами в работу. Основанием для присуждения денежного приза лауреатам «АРТ-МАРКЕТА» является договор на создание спектакля между театром и автором творческой заявки. Призовые средства, которые получит лидер постановочной группы, могут быть использованы как гонорар постановщикам, оплата трансфера, проживания и др. расходов, связанных с работой над спектаклем.
На конкурс поступило много перспективных проектов. Поэтому был сформирован лонг-лист «АРТ-МАРКЕТА», куда вошли наиболее интересные творческие заявки, не прошедшие в финал. Вместе с проектами финалистов они составляют базу будущих спектаклей – разных по тематике, стилистике, пространственному решению и возрастному адресу. Это уникальный инструмент продвижения творческих идей на театральном рынке.
Красноярский театр юного зрителя готов предоставить доступ к базе, в которой сейчас размещено более 20 творческих заявок с описанием будущих спектаклей, их оформления, текстами пьес/инсценировок, информацией о постановочных группах и их контактами.
Запросить ссылку на всю базу, или на подборку предложений по заданным параметрам руководители театров могут, отправив запрос на электронный адрес zavlit@ktyz.ru. Красноярский театр юного зрителя рад поделиться этой коллекцией свежих идей со своими коллегами, – не только ТЮЗами, но и другими театрами страны.
Теги: Театр для детей, театр кукол, Партнерские проекты, Творческие проекты