Творческая лаборатория «Пьеса в четырех пространствах» | прием заявок
Государственный центр современного искусства ГЦСИ-РОСИЗО и фестиваль молодой драматургии Любимовка объявляют об открытии творческой лаборатории «Пьеса в четырех пространствах», которая будет проходить с сентября по декабрь 2019 года. Генеральный партнер проекта – Союз театральных деятелей (СТД РФ).
Что мы хотим?
История развития театрального искусства на протяжении всего 20 века была во многом связана со стремлением театра уйти от тирании автора и текста. Развитие постдраматических и перформативных практик обогатило театральный язык до такой степени, что зачастую театр вообще обходится без текста или же отводит слову эфемерное место. Что же в этой ситуации остается драматургам?
Нас не удовлетворяет расстановка сил в современном театре. Контекст постдраматического театра, наиболее заметный на крупных международных фестивалях и в критической литературе, и территория новой драмы совершенно разомкнуты. Извечный разрыв между текстом, актером и пространством нужно заполнять заново. Требуется новый синтез. Почему бы не сделать этим связующим звеном архитектуру? Такие опыты известны. Театр Баухауса, стоявший у истоков визуальной драматургии, предложил модель спектакля, в которой действием управляет композиция сценического пространства и фигур артистов. Но этот театр был лишён языка. Мы хотим взять композиционные принципы художников и архитекторов Баухауса – изобретенную ими форму связи между пространством и действием – и включить в этот синтез слово, применив эти принципы в области драматургии. Мы ищем новое взаимоотношение вербального и чувственного – новую границу опыта и языка.
Но каким мог бы быть текст в театре, освобожденном от диктатуры текста? Разумеется, речь не идёт о возврате к литературности позднего романтизма, процветающей теперь на просторах массовой культуры. Мы говорим о создании новой модели театрального текста, которая будет сшита не по законам драматического или даже эпического театра, но по выкройке, созданной пространственными, архитектурными и художественными средствами. Это особый тип выражения, находящийся в иной плоскости и к постдраматическому театру, и к традиционной драматургии.
Само понятие как текста, так и письма в современной культуре благодаря постструктуралистской философии перестало ограничиваться литературой. Теперь текст включает всю палитру знаков из словарей других средств выразительности. Мы хотим предложить театру такой текст, который будет не подавлять или подменять другие языки, но станет неотъемлемой и органичной частью театральной композиции. Понимая подчиненную роль текста в современном театре (говоря о подчиненности, мы имеем в виду равнозначность всех театральных средств, в том числе и текста), хочется подумать о драматурге как об авторе, ищущем новые способы не только организации, но и реализации текста, его профессиональное расширение за рамками текста. Речь идет об изобретении языка того, что не может быть сформулировано – языка того, что языком не является. В Баухаусе театр был полигоном для тестирования архитектурных и дизайнерских идей. Мы же хотим использовать архитектурно-художественное проектирование как инструмент для создания новой драматургии.
Кто может стать участником?
К участию в лаборатории приглашаются драматурги, художники и архитекторы, которые хотят не только работать на своем поле, но и экспериментировать на относительно незнакомой территории: художники будут писать диалоги, архитекторы займутся созданием ситуаций и событий, а драматурги попробуют построить пьесу как здание, планируя расположение сцен как организацию архитектурных объемов.
Как мы будем это делать?
Прослушав ряд лекций по драматургии, теории драмы и истории Баухауса, участники лаборатории разобьются на смешенные группы (в которых участвуют хотя бы два представителя разных профессий), и напишут несколько пьес, руководствуясь принципами художественного конструирования Баухауса – принципами формы. С тех пор как модернизм перевернул ее положение относительно содержания, поставив форму в центр, она остается интригой, требующей все новых и новых отмычек. Созданные участниками варианты решения этой проблемы в форме пьес-этюдов будут представлены зрителям и профессиональному сообществу. Подготовить сценическую читку пьес участникам поможет приглашенный режиссер. Так будут созданы эскизы спектаклей, которые на следующем этапе проекта, когда к группе авторов присоединятся режиссеры, смогут быть реализованы на сцене.
Кураторы и преподаватели проекта:
Анна Шувалова (искусствовед, куратор образовательных программ ГЦСИ), Екатерина Бондаренко (драматург, документалист, автор перформансов), Михаил Дурненков (драматург, сценарист, куратор фестивалей и образовательных проектов в области драматургии), Павел Руднев (театровед, театральный критик, театральный менеджер, переводчик пьес, ридер и член жюри крупнейших российских и международных драматургических конкурсов), Анна Ефремова (художник, дизайнер, искусствовед), Клим Козинский (режиссер, сценарист).
Требования к заявке:
1. ФИО, образование, род деятельности.
2. Расскажите о Ваших предпочтениях в современном театре.
3. Расскажите о Ваших предпочтениях в современном искусстве \ архитектуре.
4. Назовите несколько книг, пьес, спектаклей, произведений искусства, которые повлияли на Вас и Ваши предпочтения.
5. Расскажите, почему и чем Вас заинтересовал проект, чего Вы ожидаете от участия в лаборатории и как Вы видите свою роль, как Вы будете использовать полученный в лаборатории опыт в Вашей дальнейшей творческой и профессиональной деятельности.
6. Пришлите примеры ваших творческих работ.
7. Предложите возможную идею пьесы (это может быть как сценарий, так и серия перформансов или эскиз сценического пространства).
Структура лаборатории
1. Лекционный курс об истории и театре Баухауса. После каждой лекции проводится workshop по мотивам занятий в школе Баухаус. Лектор – Анна Шувалова. 6 встреч
2. Вводный курс по теории драмы и современной драматургии. Лекторы – Павел Руднев, Михаил Дурненков. 3 лекции
3. Workshop по драматургии с Екатериной Бондаренко.3 встречи
4. Создание текста пьес с кураторами программы Анной Шуваловой и Екатериной Бондаренко. 3 встречи
5. Мастер-классы с режиссером Климом Козинским для подготовки сценической читки пьес, 2 встречи
6. Подготовка сценической презентации пьес
7. Презентация результатов лаборатории – 14 декабря.
Расписание занятий: 2 раза в неделю, один раз вечером в будний день, 2 раз днем в субботу.
Заявки принимаются до 31 августа на электронную почту – edu.ncca@gmail.com.
Результаты конкурса будут объявлены 5 сентября.