Итоги третьей сессии "Театрального ПТУ"
Всероссийская Школа завпостов (заведующих постановочной частью в театре), которая проходила в Театральном центре Союза театральных деятелей (СТД РФ) "На Страстном", подвела итоги 3-й сессии.
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН, председатель СТД РФ, художественный руководитель Московского театра "Et Cetera"
- Я как художественный руководитель театра могу сказать, что без заведующих художественно-постановочной частью ни один спектакль не существовал бы. Чем профессиональнее и надежнее завпост в своих фантазиях и умениях – тем для нас, творцов, лучше. Мы можем заражать вас идеями, но без вашего технологического постижения театра мы бы ничего не строили. Астрахань, Томск, Магнитогорск… 25 городов России! Такова была география «Театрального ПТУ» в этом году. Хочу отметить, что семь специалистов из региональных театров приехали на «Школу завпостов» в качестве вольных слушателей – то есть их пребывание в Москве финансировали сами театры. Вы понимаете, насколько театр нуждается в повышении квалификации работников цехов?
В течение 17 дней завпосты, работники театральных цехов и технические директора региональных театров бесплатно проходили интенсивный курс повышения профессиональной квалификации у ведущих российских мастеров театрального дела.
На мастер-классах, практикумах, экскурсиях они исследовали производственные мастерские крупнейших театров Москвы — Большого, МХТ им. Чехова, театра им.Евг.Вахтангова, театра им.Пушкина, «Московской Оперетты», а также Новой сцены театра п/р О.Табакова и камерного театра МОСТ.
ВАЛЕРИЙ ФОКИН, председатель Гильдии театральных режиссёров России
- Профессиональное техническое училище - мне кажется, это словосочетание сегодня очень важно для театрального контекста, потому что очень многие театральные профессии, к сожалению, исчезли. Ушли значимые люди - носители этих профессий, и сами профессии перестали быть привлекательными. Грамотный завпост, осветитель, технолог – это огромный дефицит. С одной стороны, в театр приходят медиа-технологии, которые требуют освоения, а с другой – нет людей, которые могут это толково использовать и вообще понимают, что такое современный театр. «Театральное ПТУ» реализует замечательную программу, которая даёт возможность перезагрузить, переформатировать работников постановочной части. Гильдия режиссёров очень нуждается в компетентных помощниках, каких воспитывает «ПТУ»!
Лучшие специалисты международных компаний учили завпостов из регионов работать на самом современном световом и звуковом оборудовании; помогали овладеть программами видеомэппинга, 3D-моделирования сценических площадок и мультимедиа технологиями в театре; знакомили с новыми фактурами и материалами театрального производства; предлагали разобраться с правовой и проектной документацией.
АЛЕКСАНДР ЖУРАВСКИЙ, зам. министра культуры РФ
- Министерство культуры не первый год поддерживает этот проект. Завпостов и других технических специалистов для театров сегодня готовится, к сожалению, явно в недостаточном количестве. Мы надеемся, что в результате этой работы ученики «ПТУ» приобретут именно те компетенции, которые позволят им поднять свои театры на новый художественно-постановочный уровень. А Министерство культуры, в свою очередь, подумает о том, чтобы Школа завпостов, ограниченная по срокам, получила финансовую возможность и серьезное образовательное продолжение в театральных вузах. Завпосты – штучный товар. Много их и ненужно, но сегодня для театра очевиден дефицит.
В число модераторов "Театрального ПТУ" вошли ведущие технические и художественные театральные мастера – Ольга Неволина, Виктор Шилькрот, Лариса Ломакина, Евгений Ганзбург, Леонид Керпек, Юрий Хариков, Дмитрий Родионов и многие другие. Общее число экспертов (54 приглашённых лектора) в два раза превышало количество участников.
Дмитрий Родионов, директор ГЦТМ им.Бахрушина
Лариса Ломакина, художник-сценограф
Итогом «Театрального ПТУ» неожиданно стал «реальный практикум» под названием «Вода». Участникам предложили в кратчайший срок продумать и реализовать на сцене Театрального центра СТД РФ техническое решение одного из самых ожидаемых спектаклей грядущего фестиваля Solo. Сложность постановки – в использовании на сцене огромного количества воды. Задание полного цикла требовало от участников создания чертежей, составления сметы, поиска и закупки материалов, бюджетных инженерных технологий и монтажа на площадке. Лучший проект был продемонстрирован на сцене в условиях реального спектакля. И теперь одна из зарубежных постановок Международного фестиваля Solo будет осуществлена руками завпостов из российских регионов.
РИФКАТ ИСРАФИЛОВ, художественный руководитель Оренбургского драматического театра им.Горького
- В отношении грамотных завпостов московские театры более благополучны. В периферийных же театрах таких специалистов нет. То, что в этом проекте начинается профессиональная подготовка кадров именно постановочной части, художников по свету, звуку и проч. – это очень благое начало! Мы голодаем по этим специалистам. Поэтому я с удовольствием поддерживаю это начинание и в следующем году обязательно направим сотрудников от нашего театра на обучение. Нам нужны настоящие профессионалы, способные осуществить самые смелые замыслы художника.
ВЯЧЕСЛАВ ГВОЗДКОВ, художественный руководитель Самарского академического театра драмы имени М. Горького.
- Роль завпоста огромна в театре! Школа этой профессии утрачена, потому что она практическая – передача опыта из рук в руки. Театр изменяется сегодня, и нужен человек, способный руководить техническим процессом в целом. Государственный театр – это завод по производству спектаклей в какой-то степени. И если нет человека, который четко может построить движение процесса выпуска спектакля – от появления элементов до финальных репетиций, то театр далеко не уедет. Поэтому очень важно восстанавливать школу профессии, её значимость и престиж.
АЛЕКСАНДР СЛАВУТСКИЙ, художественный руководитель, директор Казанского академического русского Большого драматического театра имени В. Качалова
- Я вот столько лет работаю в мощном театре, а всегда это остается проблемой – дефицит серьезных людей в должности заведующего художественно-постановочной частью, технического директора. Если этот проект разовьется и даст возможность хотя бы потенциально предрасположенным к этим профессиям людям овладеть современными театральными технологиями и понять последние технические тенденции, нам – режиссёрам и художникам – это будет очень сильным подспорьем.
Таким образом, и эксперты, и представители региональных театров разными словами говорят об одном – о необходимости глобального Интернет-ресурса, который служил бы общей коммуникативной площадкой и «скорой помощью» профессиональному театральному сообществу.
Проект "Театральное ПТУ" был реализован на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением президента России.
Фото и видео проекта:
Дневник «Театрального ПТУ.Версия 3.0»
http://nastrastnom.ru/news/teatralnoe-ptu-v-3-0-dnevnik-proekta/
Сообщество на Фейсбук
https://www.facebook.com/teatralnoe.ptu/
Дополнительная информация
ПРЕСС-СЛУЖБА ТЕАТРАЛЬНОГО ЦЕНТРА СТД РФ «НА СТРАСТНОМ»
Пресс-атташе Мила Денёва
+7 967 232 80 04