Новости | СТД РФ

"Самое главное – чтобы у нас не закончилась энергия"

- Новый театр, молодежный театр – иногда кажется, театральная молодежь живет в другом измерении и в другом формате. Как это сочетается со статусом СТД - большой административной машины, которая кажется иногда архаичной?

- Сочетается отлично. Помимо всех тех многочисленных программ, которые мы реализуем Союз театральных деятелей поставил целью своей деятельности именно поддержку творческой молодежи. Молодежь не очень-то охотно вступала в СТД, и поэтому мы разработали особую программу, направленная на поддержку творческих молодых людей. В рамках этой программы у СТД появились и стипендии, и гранты на молодежные проекты, и лаборатории, в которых принимают участие молодые драматурги, художники, режиссеры и актеры.
Международная летняя школа для молодых артистов например – один из самых крупных таких проектов, в этом году ему исполнилось десять лет. В нем приняли участие больше тысячи артистов из пятидесяти пяти стран мира. Когда мы свели этот, и другие подобные проекты в одну программу, мы поняли, что СТД есть что предложить молодежи.
В первую очередь, мы занялись децентрализацией культурной жизни, стали мотивировать молодых деятелей театра уезжать работать в регионы. У нас появились молодежные фестивали, такие как "Артмиграция", по-новому зазвучал фестиваль дипломных и последипломных спектаклей "Твой шанс".
У нас вполне сформировался серьезный молодежный контент и это приносит свои результаты – в регионах, особенно в тех, где у СТД есть Дома актёра происходит очень яркая и насыщенная творческая жизнь, которую обеспечивают именно молодые люди.
Так что СТД – это вполне молодежная организация, никакой архаики.

- Буквально на днях завершился новый фестиваль "Кульминация", организованный СТД. Он тоже стал частью этой молодежной программы?

- В известном смысле – да. Все участники шорт-листа в большинстве своём – это молодые драматурги. Но вообще, "Кульминация" - это совместный проект СТД с Фондом развития современного искусства. С инициативой "Кульминации" на нас вышел его председатель, Иван Демидов, и мы провели целую серию мозговых штурмов, пытаясь создать формат, в котором фонд мог бы сотрудничать с СТД.
Мы сразу сошлись на том, что молодая, современная драматургия – это один из двигателей театральной жизни и решили создать некий срез ее, понять, о чем пишут современные авторы, чем живут, чем интересуются.
Так родился проект "Кульминация". Мы решили собрать воедино все конкурсы драматургии страны, стать их партнерами. Каждый из них прислал по три пьесы, и таким образом мы сформировали общий лонг-лист, главный длинный список современной драматургии года.
Очень приятно, что эту идею поддержали такие важные и значимые драматургические конкурсы как "Любимовка", "Ремарка", "Коляда Plays" и многие другие. Сам СТД тоже вошел в проект со своим знаменитым семинаром "Авторская сцена".

- А в чем принципиальное отличие "Кульминации" от многих других подобных проектов?

- Мне очень понравилась идея Ивана Демидова ввести в состав жюри не профессиональных экспертов. Не только представители театра, но и люди из бизнеса, из медиа, из других общественных институций читали эти пьесы и, собственно, делали из лонг-листа шорт-лист.
Конкурс конкурсов устраивали многие, например, «Золотая маска» лет пять-шесть назад. Но очень важно, что в этот раз пьесы выбирали люди «из публики», с другой стороны сцены.
Это дало более объективную оценку шорт-листу, и когда он был сформирован, неожиданно выяснилось, что серьезных расхождений во мнениях между театральными профессионалами и зрителем просто нет.
В итоге, голосованием мы выбрали три лучшие пьесы года, их показали в "Боярских палатах" актеры "Мастерской Дмитрия Брусникина", и все мы надеемся, что эти тексты обретут долгую и успешную сценическую жизнь в самое ближайшее время.

- Всех победителей "Кульминации" можно без традиционной натяжки отнести к молодым драматургам, хотя в проекте участвовали и мэтры, например, Михаил Хейфец. Тримуф "новой драмы" подразумевался форматом проекта?

- Скорее всего это отражение объективной реальности. Это подтверждает сам формат этого конкурса. В него вошли авторы абсолютно разные, разных эстетических вкусов, разных художественных школ, и оценивали их работы тоже абсолютно разные люди. У каждого конкурса свой взгляд на драматургию, своя концепция. Свои предпочтения и у публики, представители которой вошли в экспертный совет. Поэтому то, что мы получили на выходе – это и есть реальность современной драматургии в ее нынешнем состоянии.

- Можно ли считать "Кульминацию" попыткой сильных игроков вроде СТД подмять под себя независимые конкурсы вроде "Любимовки" или "Ремарки"?

- Это в корне неправильный подход. У Союза театральных деятелей, огромной организации с сетью из семидесяти семи региональных отделений, с двадцатью четырьмя тысячами членов Союза, абсолютно нет стремления навязывать кому бы то ни было художественные концепции или подминать кого-то под себя. Это абсолютно не так, потому что основная наша задача – это показывать и демонстрировать то, что театр бывает разным. И классическим, и авангардным, и экспериментальным. То же самое и в драматургии.
Все одиннадцать конкурсов, которые приняли участие в "Кульминации" - это в первую очередь наши партнеры. Лично я всегда с большим интересом отношусь и к "Любимовке" и к "Ремарке", мне интересно то, что они делают.
Это вполне самодостаточные конкурсы, и я очень благодарен им за то, что они посчитали нужным с нами сотрудничать. Успех «Кульминации» - это в первую очередь их успех. Успех их работы, которой та же "Любимовка" занимается на протяжении не одного десятка лет.
Я могу только поблагодарить организаторов всех конкурсов – партнеров "Кульминации", потому что все вместе мы делаем очень важное общее дело, направленное на поддержку и развитие современной драматургии. Здесь просто нельзя говорить о конкуренции.

- Лауреатов награждали в "Боярских палатах", которые называют любимой площадкой "Мастерской Брусникина". Что это за пространство и есть ли у него какая-то специальная идеология?

- "Боярские платы" - это отдельное направление нашей молодежной деятельности. Это необычное пространство, непохожее на театр в привычном его понимании. Лофт, где нет сцены, и где можно делать самые необычные, экспериментальные проекты, выставки, спектакли, читки. Мы активно работаем с этим пространством и главная идея палат – дать возможность молодым спектакля деятелям, даже студентам.
"Мастерская Брусникина" - постоянные резиденты нашей площадки, и мы очень рады, что они любят работать с палатами именно, как с пространством. Это пространство мотивирует создавать что-то необычное. У нас, например, появились спектакли-променады, где все действие происходит в разных помещениях "Боярских палат" и зритель, вслед за действием, переносится из одного пространства в другое.
Боярские палаты для нас- это дополнительная возможность коммуникации с молодежью, возможность предоставить способ реализации самых смелых проектов. Молодым режиссерам сейчас очень сложно найти площадку для постановки в Москве, а мы позиционируем это пространство как возможность для творческого стартапа.

- У СТД есть проект, который так и называется – "Стартап". Какие перспективы у него, и других молодежных проектов СТД?

- Перспективы хорошие. О молодежных проектах можно поговорить на примере упомянутого фестиваля "Артмиграция". Он делается в рамках программы "Стартап", и не будучи медийным и знаковым мероприятием, в то же время оказался очень нужным и очень востребованным проектом.
В этом фестивале принимают участие молодые выпускники театральных вузов Москвы и Питера, осуществившие свои постановки в региональных театрах России.
В афише фестиваля есть спектакли из очень маленьких, крошечных городов – Лысьва, Лесосибирск, Новошахтинск. Есть даже не город – городское образование Мотыгино, где населения меньше двадцати тысяч.
Для Москвы, которая избалована театральным предложением, где в фестивалях участвуют суперспектакли мирового уровня, "Артмиграция" была изначально рискованным проектом.
Мы не были уверены в том, что контент из Мотыгино будет интересен московской публике и столичным критикам. Но уже первый фестиваль прошел с серьезным успехом – его участник, спектакль из города Лысьва, в итоге стал лауреатом "Золотой маски".
В этом году "Артмиграция" состоялась в четвертый раз, и все спектакли проходят при абсолютных аншлагах. Обсуждения иногда длятся дольше спектаклей, а критики с удовольствием ходят на спектакли и пишут рецензии. Мы поняли, что заполнили важную нишу – нам удается делать суперполезные мероприятия в поддержку молодой режиссуры, региональных театров, творческой мобильности.
Такой подход мы стараемся использовать во всей своей деятельности и во всех проектах. Мы стараемся быть открытыми. Открытыми для молодых, открытыми для инноваций и стараемся делать все, что нам кажется важным для развития театрального искусства. Самое главное – чтобы у нас не закончилась энергия заниматься этими проектами, а мне кажется – она не закончится.

Источник: ТАСС

Опубликовано 25.11.2016

Теги: Творческие проекты, Молодежные проекты, Драматургия

Искать

Архив новостей


Дата публикации 26 мая 2023 г.

Авторская сцена 2023

Очередной (XXXVI) семинар драматургов «Авторская сцена» будет проходить c 3 по 12 июня в г. Ногинске на базе Московского областного театра драмы и комедии.

Дата публикации 7 апреля 2023 г.

ПОСВЯЩЕНИЕ ОСТРОВСКОМУ. К 200-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ВЕЛИКОГО ДРАМАТУРГА

17 апреля в 19:00 в читальном зале Центральной научной библиотеки СТД состоится вечер, посвященный памяти Александра Николаевича Островского.

Дата публикации 5 апреля 2023 г.

НЕТЕАТР | фото и видео репортажи

4 апреля в выставочных залах Всероссийского Музея декоративного искусства состоялся вернисаж выставки НЕТЕАТР. Публикуем фоторепортаж.

Дата публикации 3 февраля 2023 г.

Обратная связь | Резиденция театральной критики

СТД РФ запускает новый проект, резиденцию театральной критики «Обратная связь».  Прием заявок до 10 марта.

Дата публикации 1 февраля 2023 г.

16 Школа | открыт прием заявок

Союз театральных деятелей России открывает прием заявок на 16 Международную летнюю театральную Школу СТД РФ для молодых артистов из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Прием заявок до 1 марта.

Дата публикации 21 декабря 2022 г.

Пластические практики в Боярских Палатах. Зима| Имена участников

Рады объявить имена участников проекта «Пластические практики в Боярских Палатах. Зима».

К сожалению, таких новостей нет.