Выступление А.А. Калягина на VII (XXI) Съезде СТД РФ
Дорогие друзья!
Я рад вас всех приветствовать. К счастью, наши встречи происходят не только от съезда к съезду, мы проводим постоянные форумы, на которые собираем театральную Россию, а потому я в зале вижу родные лица, и у меня такое впечатление, что мы расстались только вчера.
Прежде всего, я хочу поздравить всех с юбилейной датой — нашему Союзу театральных деятелей (Всероссийскому театральному обществу) исполнилось 140 лет. В России нет более мощной общественной организации с такой длинной и богатой историей.
Вы все понимаете: что такое экономический кризис, какова сегодня политическая ситуация, санкции, противостояние. Вы тоже смотрите телевизор, слушаете радио — все, о чем я говорю, вам всем хорошо известно. И каждый из нас думает о своих детях, как обеспечить свою семью, и, что не менее важно для каждого из нас, как защитить наш второй Дом — свой театр. Я это вам рассказываю, чтобы вы понимали - съезд проходит в тяжелое время, и давайте вместе подумаем, как жить в этих условиях российскому театру. И в своем докладе, простите, я буду к этой теме возвращаться.
Завтра на Форуме у нас будет возможность еще поговорить на эту тему, к нам присоединятся наши коллеги, но это будет завтра, а сейчас, единственное, что я хотел бы сказать: сегодня как никогда театр нужен нашему времени, нашим зрителям, нашей стране. А на вопрос, каким ориентирам следовать в своем творчестве в этих условиях? Каждый отвечает сам. Есть просветительская миссия, есть самый легкий путь развлекать, можно развлекать и отвлекать от проблем, наконец, можно служить идеологии – но это пусть решает сам художник.
Съезд Союза театральных деятелей — это, конечно, мероприятие, которое предполагает некие формальные процедуры и одна из них — отчет Секретариата СТД. Я хочу поблагодарить всех секретарей, которые за эти пять лет проделали огромную работу, мы вместе решали важные проблемы, иногда приходилось переносить некоторые вопросы ввиду их сложности на следующее заседание, но мы всегда находили взаимопонимание и принимали совместные решения.
Мне отчасти легко отчитываться за проделанную работу, потому что сегодня здесь собрались все, кто непосредственно причастен к этой самой проделанной работе - все, что сделано, сделано вместе с вами. На всех отчетно-выборных конференциях мы докладывали о своих достижениях и проблемах, показывали фильм, а кстати, у вас есть буклет, выпущенный к съезду, в котором рассказано о каждом направлении нашей деятельности, и если вы его успели прочесть, то должны быть в курсе всех наших дел. Поэтому я только скажу о том, что мне представляется самым главным.
А главное для всех нас — обустроить театры России.Что я называю театральным обустройством? Это все, что способствует творческому процессу, рождению театральных идей, что создает нормальные условия для жизнедеятельности театров России. Если говорить еще более конкретно, то:
Это, во-первых, улучшение материально-технической базы театров.
У нас хранится огромная папка писем-обращений к губернаторам, мэрам городов, главам республик с просьбой где-то отремонтировать здание, где-то провести реконструкцию, где-то выделить театру новое помещение.
После нашего обращения к Губернатору Мурманской области Марине Васильевне Ковтун было принято решение отдать здание Дома офицеров Театру кукол, за что ей я был искренне благодарен.
Построено новое здание Кировскому театру кукол им. А. Н. Афанасьева, и после наших обращений, оно полностью перешло в распоряжение театрального коллектива.
Есть еще ряд положительных примеров, но по-прежнему, в России очень много театров, которым необходим незамедлительный ремонт.
В Якутии для пяти театров из десяти главной проблемой является проблема здания.
Вы только послушайте! Камчатский театр кукол располагается в двухэтажной деревянной постройке, возведенной в 40-годах прошлого века, в которой сначала находилась казарма, а затем конюшня. Это безобразие!
И это единственный театр для детей на Камчатке, а мы все время говорим о поддержке театров для детей, принимаем специальные государственные программы. И что обидно, уже было принято решение о строительстве нового помещения, и оно даже началось, но денег хватило только на котлован, а театр продолжает работать в старом здании.
И в Приморье ситуация не лучшая. Краевой театр кукол нуждается в ремонте здания.
Меня совершенно добивает ситуация в Новосибирске с Театром под руководством Сергея Афанасьева, я лично встречался с губернатором, мне было обещано, что начнется строительство, но одного губернатора сменил другой, а нового здания как не было так и нет.
Здания наших театральных вузов тоже не в лучшем состоянии. Даже старейший театральный вуз в Петербурге может просто потерять одно из своих зданий, к тому же еще и памятник федерального значения – бывшее Тенишевское училище. Стройка здесь замерла еще в 2009 году. Заместитель Министра культуры по строительству года три назад обещал решить этот вопрос, но последние полтора года он под следствием, а грибок постепенно доедает один из памятников культуры в Петербурге.
Я понимаю, что на каждый наш вопрос по ремонту, строительству и реконструкции театральных зданий у всех есть один ответ: нет денег. Вроде бы и крыть нечем, действительно в стране кризис, но даже в этой безвыходной ситуации можно найти выход.
Поэтому я предлагаю: Составить подробнейший реестр всех российских театров, нуждающихся в незамедлительном ремонте, реконструкции, а также театров, которые и вовсе не имеют своей площадки. И в Программе Года театра, а я надеюсь, что 2018 год будет объявлен Годом театра, нашу идею уже поддержали и Министр культуры В.Р. Мединский, и Председатель правительства Д.А. Медведев, и Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко. И вот в Программе Года театра, которую мы должны предоставить, этот пункт «улучшения материально-технической базы театров» должен быть выделен особенно. Не думаю, что мы решим проблему сразу всех театров, но будем стараться, проблему каких-то самых аварийных зданий все-таки решить.
Поэтому я прошу наши отделения уже сейчас начать эту работу и предоставить такой реестр по своему региону. И в Постановлении Съезда это должно быть записано. Это первое.
Второе. Я считаю: мы должны добиться того, чтобы при Губернаторах были созданы Советы по культуре.
Они где-то уже есть, но не везде, а мы должны сделать так, чтобы они возникли повсюду. И вот, что я хотел бы предложить - чтобы в эти Советы обязательно входил Председатель нашего регионального отделения и имел возможность не только высказать свое мнение, но и имел бы право совещательного голоса.
Участие в работе Совета по культуре при Губернаторе к тому же поднимает статус и самого Председателя регионального отделения и всего отделения в целом.
Для чего нам это надо? Для разрешения всех конфликтов, которые то и дело возникают в регионах: между худруком и директором, худруком и труппой, то местное министерство культуры назначает некомпетентного руководителя или, наоборот, без объяснения причин увольняет компетентного...
И сегодня только СТД занимается разрешением всех этих конфликтных ситуаций, потому что именно нам пишут артисты, худруки, директора, к нам обращаются театры за помощью. И мы пытаемся воздействовать на региональные министерства культуры, департаменты культуры, когда это не помогает, обращаемся к губернаторам.
Приморское отделение СТД высказалось за создание Управления региональными театрами при Министерстве культуры, значит, существует необходимость в централизованном управлении всеми театрами России. Причем наши коллеги подчеркивают, что это управление должно точно также разрешать все конфликтные вопросы, как это делает сейчас СТД.
На прошлом съезде я предлагал создать Дирекцию российских театров, но тогда мою идею не поддержали. Сегодня у нас появился новый рычаг воздействия, я имею в виду документ «Основы государственной культурной политики», в котором прописано следующее: - делегирование государством части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам. А мы и есть общественный институт.
СТД РФ принимал участие в подготовке «Основ государственной политики». Хочу остановиться на пункте, согласно которому, наш Союз со своими региональными отделениями, может и должен принимать участие в управлении, а значит, и в расстановке кадров. Что на деле происходит? Как общественная организация мы имеем право дать совет, но не более, а уже учредитель решает прислушаться к нему или нет. И, к сожалению, к мнению прислушиваются тогда, когда оно идет из Москвы.
Вот, например, после моего письма Президенту Республики Бурятия директор Драматического театра им. Бестужева не был уволен.
Из Москвы мы писали Губернатору Пермского края, и мы смогли отменить решение о передаче коммерческой структуре управление Коми-пермяцким театром, А недавно мы выступили в защиту Бориса Мильграма, художественного руководителя «Театра- Театра», который был уволен практически, без объяснения причин, без обсуждения с коллективом театра. К позиции Союза театральных деятелей России прислушались. Есть и другие примеры.
Но я хочу еще раз повторить: прислушиваются тогда, когда позицию высказывает Москва, а я хочу, чтобы в каждом регионе страны отделение СТД имело бы реальное влияние, обладало бы таким высоким авторитетом, чтобы без его участия не принимались бы серьезные и важные решения.
Поэтому повторяю: нужно, чтобы повсеместно работали Советы по культуре при Губернаторах, в которые обязательно должен входить Председатель нашего регионального отделения с правом не только дать совет, но и обязательно с правом совещательного голоса. Может быть, в таком случае, мы избежим массу нелепых назначений и несправедливых увольнений. В Постановление съезда предлагаю внести и этот пункт о необходимости работы Советов при Губернаторах при участии Председателей наших региональных отделений.
Мы же все понимаем, что главным условием для нормальной работы театров - это продуманная кадровая политика, это сохранение театральных специалистов, опытных руководителей театров, трудоустройство молодых. Об этой проблеме я говорил не один раз.
Что мы еще делаем по проблеме кадровой политики? Молодые режиссеры, артисты, закончив театральные вузы, часто не знают, куда пойти. Многие хотят работать самостоятельно, создавать свое дело. И мы стараемся им помочь – мы ищем молодые таланты и помогаем им проявить себя. Я хочу вам назвать некоторые факты:
2000 деятелей российского театра получают по рекомендации СТД РФ Государственную стипендию для реализации самостоятельных творческих проектов, 96 человек по рекомендации СТД РФ стали обладателями стипендии Правительства Российской Федерации для молодых деятелей культуры и искусства. Сумма стипендии – 20 000 рублей в месяц. Для молодых специалистов, согласитесь, это серьезное подспорье. И это шанс, что, например, режиссер, уехавший работать в провинцию, не сбежит по причине, что ему платят гроши,
20 000 к окладу — это все - таки уже прилично.
Я прошу вывести на экран наши творческие программы, я понимаю, что все эти цифры есть в буклете, но тем не менее…
30 млн. рублей выделяется на гранты для реализации творческих проектов для детей и подростков.
Я вам перечисляю все, что мы сделали за 5 лет – от съезда к съезду.
С 2013 года в Москве проходит форум-фестиваль «АРТМИГРАЦИЯ», в котором принимает участие театральная молодежь России. В нашем Центре «На Страстном» мы показываем спектакли, созданные выпускниками столичных вузов в самых разных городах страны, у нас уже побывали театры из Новосибирска, Лысьвы, Мотыгино, Новошахтинска, Шарыпово, Каменск-Уральского и многих других городов. Мотыгино — это вообще глухой таежный поселок с населением менее 10 000 человек, он находится Красноярском крае, который несколько месяцев в году практически отрезан от всего остального мира. Руководству города надо держаться за этот единственный центр культуры, но власти не помогают театру, не поддерживают участие театра в российских фестивалях, более того, готовы были уволить директора театра. Это вот тоже очередной пример конфликтной ситуации, о чем я уже говорил, что СТД все время приходится разруливать конфликты на местах. Мне тогда написали артисты, вмешалось наше Красноярское отделение, я уже говорил об этом на Ялтинской конференции и благодарил за оперативное вмешательство нашего председателя Андрея Пашнина. Директора Татьяну Ткачук удалось отстоять - замечательного энтузиаста, театрального подвижника. Но сам по себе факт просто возмутительный, в таежном поселке работает театр, а его не поддерживает руководство города. А ведь этот Мотыгинский театр приехал в Москву на наш фестиваль «АРТМИГРАЦИЯ». И это счастье для театра, и возможность для молодого режиссера показать свой спектакль.
Ежегодно в Театральном центре «На Страстном» проходит фестиваль студенческих спектаклей «Твой шанс», за последние пять лет на фестивале было показано 70 спектаклей из 15 городов России, были также представлены театральные школы Италии, Германии, Испании, Словакии, Израиля и других стран мира. Я не буду об этом долго говорить, но и этот фестиваль тоже открывает перспективы для молодых, они получают шанс попасть в труппы столичных и региональных театров.
В СТД мы создали Молодежный совет, который возглавляет доктор искусствоведения, молодой, но уже доктор наук, наш секретарь Дмитрий Трубочкин. В Совет входят представители российских театров, которые не достигли 35 лет. И должен сказать, что вся эта деятельность привела и к притоку молодежи в СТД – я хочу вас поздравить - 4 тысячи человек, в основном это молодежь, вступили в Союз.
Третье. 60 лет СТД проводит режиссерские лаборатории, вы об этом знаете, не буду об этом долго говорить. СТД ведет планомерную и постоянную работу, которую мы называем профессиональной учебой. Раньше режиссерские лаборатории вели выдающиеся деятели: Товстоногов, Завадский, Гончаров, Эфрос, Плучек, Ефремов, Фоменко и др. , а в настоящее время режиссерские лаборатории ведут уже мэтры современного театра: Лев Додин, Кама Гинкас, Леонид Хейфец, Адольф Шапиро, Валерий Фокин, Римас Туминас, Рифкат Исрафилов, Миндаугас Карбаускис, Сергей Женовач и другие. Можно сказать, что мы собрали весь цвет театральной культуры страны.
Мы также проводим семинары, мастер-классы по актерскому мастерству, сценической речи, сценическому движению, и у нас, при Союзе действуют три постоянных семинара по критике, в которых участвуют журналисты российской провинции, семинары молодых драматургов.
Я хочу обратить ваше внимание на наш новый проект, который возник в этом году. Союз стал инициатором проведения Первой Всероссийской Школы завпостов – этот проект мы назвали «Театральное ПТУ». Школа будет проходить ежегодно.
И уже первые ее участники, а это заведующие постановочной частью, работники цехов, технические директора из региональных театров Петрозаводска, Кирова, Саратова, Тулы, Великих Лук, Севастополя, Липецка, Курска, Калуги, Новосибирска, Симферополя, Омска, Перми, Оренбурга и Москвы в течение трех недель повышали свою квалификацию у ведущих столичных мастеров, побывали в производственных мастерских крупнейших театров, таких как : Большой театр, ЛЕНКОМ, МХТ им. Чехова, Мастерская Петра Фоменко, Театр им. Евг. Вахтангова. Вы может представить, как важен им был этот опыт, и как много они вынесли из такого профессионального общения. Я хочу поздравить всех с этим нашим новым творческим проектом - открытием Школы завпостов и повторяю: работать она будет на постоянной основе.
Чем еще можно гордится? - 10 лет существует Международная театральная школа в Звенигороде - 55 стран мира, 800 человек – участников! В этом году проходила
10-я юбилейная школа. Эта Школа подтверждает известную истину – искусство выше политики. А какие педагоги! За эти 10 лет учили мастерству и ставили спектакли ведущие мастера отечественного и зарубежного театра: Лев Додин, Анатолий Васильев, Роберт Стуруа, Кама Гинкас, Валерий Фокин, Вячеслав Полунин, Адольф Шапиро, Сергей Юрский, Валерий Золотухин, Андрей Кончаловский, Григорий Дитятковский, Сергей Голомазов, Григорий Козлов, Дмитрий Брусникин, Анатолий Праудин, Вячеслав Кокорин, Вениамин Фильштинский, Борис Константинов, Евгений Ибрагимов и многие-многие другие. Участникам Школы надо только приехать, все остальное берет на себя СТД.
Каждый раз, когда я приезжаю на открытие Школы, у меня сердце разрывается от счастья — я вижу молодые радостные лица, а на церемонии закрытия Школы, я вижу, как им не хочется расставаться. У многих на глазах слезы, и мы знаем, что они продолжают общаться, переписываются, причем даже те молодые артисты, которые приехали из воюющих стран.
А теперь прошу обратить свое внимание снова на экран – это цифры нашей социальной деятельности.
Назову еще один факт — за последние пять лет около четырех тысяч членов СТД, попавших в трудную жизненную ситуацию, получили материальную помощь в размере от 30 до 150 тысяч рублей. Около четырех тысяч человек получили в эти пять лет серьезную материальную помощь.
Мне часто говорят, а почему вы не рассказываете широкой публике про все благие дела Союза. Я считаю, что все-таки благие дела, если они действительно благие дела, не делаются для рекламы.
Когда Мария Гавриловна Савина создавала Убежище для престарелых артистов, она делала это по благородному порыву своей души и как вы понимаете, не для того, чтобы завоевать популярность.
И если бы Савина могла увидеть, каким сегодня стал Дом ветеранов сцены в Петербурге, уверен, она была бы довольна. Кстати, еще одна юбилейная дата — ровно 120 лет назад Савиной удалось получить участок земли на Петровском острове, где и поныне располагается Дом ветеранов.
На прошлом съезде я рассказывал о том, что после моего обращения в правительство, было принято решение о капитальном ремонте и реставрации петербургского Дома ветеранов сцены. И вот теперь, 28 мая 2013 года состоялось торжественное открытие Дома ветеранов сцены, как вы знаете, открывал Дом ветеранов Президент страны Владимир Владимирович Путин. А восстановленный Домовой храм святого Николая Чудотворца освящал сам Патриарх Кирилл.
Вот посмотрите на экран: это было до ремонта, а это уже после.
И круги ада, которые я лично прошел, все наши общие мучения, обиды за клевету, страх за стариков — все это было. И я снова говорю: спасибо и тогдашнему Управделами Президента РФ В.И. Кожину, и, конечно, Президенту России В.В. Путину.
А сейчас я вам покажу, какими стали наши здравницы в Сочи и Ялте. Многие из вас были и в Ялте, и в Сочи и они подтвердят, это просто здорово.
Выведите на экран Сочи и Ялту.
А вот наш пансионат Руза, теперь с прекрасными комфортабельными номерами.
Я счастлив, что мы смогли сохранить все свои девять здравниц. Конечно, есть проблемы с Плесом, Щелыково, но мы определили цель, и постепенно будем ремонтировать и все остальные. И конечно, я хочу поклониться памяти Михаила Александровича Ульянова, его усилиями мы сохранили единым свой Союз, а потому мы смогли сохранить и свое наследство. Ведь должен вам сказать: сохранить все дома творчества удалось только нашему Союзу, и мы должны этим гордиться.
Теперь о самом трудном — о законодательной деятельности СТД. Вроде и здесь у нас есть достижения. Принято два важнейших документа: «Концепция долгосрочного развития театрального дела на период до 2020 года», разработанная Союзом театральных деятелей совместно с Министерством культуры России.
И другой важнейший документ «Основы государственной культурной политики», я даже в каком-то интервью назвал его Конституцией культуры.
Кроме того, Президентом России после выездного заседания Президиума Совета по культуре и искусству в Пскове был дан ряд поручений.
Все эти документы должны были обеспечить развитие театрального дела страны, но, к сожалению, они не реализуются в полной мере. Действительно вспоминаешь Салтыкова — Щедрина: «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». Это действительно так.
И не исполняются не только по причине кризиса, есть вещи, которые не требуют финансирования.
Вот, например, очень важное для всех нас Поручение Президента Правительству Российской Федерации — обеспечить участие общественных организаций в подготовке решений о реорганизации, ликвидации, перепрофилирования организаций культуры, в первую очередь театров. Срок исполнения — 15 июля 2016 года. Это поручение никаких дополнительных финансовых вливаний не требует, но 15 июля благополучно прошло, а мы ничего не имеем.
Но, что хочу вам сказать: если бы оно было принято, то мы могли бы предотвратить этот абсурдный процесс, под названием «Оптимизация». Первая оптимизация в отношении театров прошла в Тюмени, именно здесь началась "эпидемия" театральных слияний, и, к сожалению, быстро распространилась по России.
В декабре 2013 года губернатор Тюменской области Владимир Якушев подписал распоряжение "О реорганизации государственных автономных учреждений культуры". Я пробовал этому помешать, написал письмо губернатору с просьбой не торопиться, сначала взвесить все "за" и "против", а потом принимать решение. Но не был услышан. Я выступал в прессе по этому вопросу, и сегодня не стал бы повторяться, если бы буквально неделю назад не состоялась моя встреча с руководителями кукольных театров России. И я услышал во всех подробностях, насколько тяжело эта оптимизация отразилась на жизни театров.
В Пскове было создано театрально-концертное агентство, которое объединило Театр драмы, Театр кукол, филармонию и Центр народного творчества.
Про Тюмень я уже говорил: там объединили филармонию, драматический театр, театр кукол и еще, чтобы было совсем весело - Дворец культуры «Нефтяник». И теперь директор Тобольского театра, чтобы подписать документы, преодолевает 200 километров.
В Хабаровске объединили ТЮЗ и куклы.
В результате финансовая неразбериха, уже второй год у тюменского театра кукол неизвестно откуда взявшиеся долги, в Пскове артисты потеряли творческую пенсию, так как они оказались в учреждении с новым названием, а значит, у них прервался стаж.
Зарплаты ни у кого выше не стали, никаких преимуществ никто не получил, и тогда возникает вполне справедливый вопрос: зачем было городить это все, не спросив людей театра, не спросив СТД.
Мои дорогие, вот всего лишь один пример того, чем заканчивается наше неучастие в подготовке решений о реорганизации, ликвидации, перепрофилирования организаций культуры, хотя Президент, еще раз повторяю, дал Поручение обеспечить наше участие при принятии таких серьезных решений.
И, наконец, есть проблема, которая тоже не требует финансирования, но которую власти упорно не хотят решать. Вы, наверное, уже догадались, речь идет о присвоении почетных званий артистам. В свое время Ефремов, Ульянов и Лавров предложили отказаться от почетных званий, но театральное сообщество их не поддержало. Все-таки звание давало возможность стать ветераном труда, а значит, какие-то небольшие льготы. Сейчас появились иного рода поощрения – Грамота Президента РФ, Грамота Министерства культуры, но с присвоением почетных званий возникла проблема.
По этому поводу я выступал в печати, на совещаниях, но пока проблема не решается. Сдаваться мы не собираемся — сейчас новый руководитель Администрации Президента России, попробуем начать переговоры с ним.
Но говорю честно, я не понимаю причины, почему поощрение артистов, только поощрение, которое не требует дополнительного финансирования, которое, по сути, не дает никаких материальных благ, вызывает такой отпор.
На прошлой неделе я сам присутствовал на заседании экспертного совета по награждениям, и меня, конечно, потрясает, что существует квота – 100 человек. Изумляешься, насколько нелепа, абсурдна, наконец, оскорбительна существующая система награждения почетными званиями.
Еще. Я обратился во все региональные отделения с просьбой прислать предложения по Программе Года Театра, и я вам всем очень благодарен: вы все отозвались на мой призыв, и в большинстве своем, прислали много дельных предложений, которыми мы обязательно воспользуемся.
Мне, например, понравилась идея Нижегородского отделения составить рейтинг российских губернаторов — как часто они ходят в театр и ходят ли вообще – это забавно, а еще более забавно будет опубликовать такой рейтинг в одной из центральных газет, а мы это сделаем, и посмотрим на реакцию наших руководителей. Возможно, стоит подумать и о других критериях, по которым можно будет судить об отношении каждого начальника к театрам своего региона. И я снова прошу наши отделения уже начать составлять такой рейтинг, можно в него включить и мэров городов.
Практически всех волнует проблема региональных гастролей, мы знаем, что программа «Большие гастроли» при Министерстве культуры прекрасно работает, но нам важно, чтобы не только столичные театры ездили в регионы, но и региональные театры отправлялись на гастроли друг к другу. И надо добиться, чтобы этот пункт был обязательно включен в Программу Года театра.
Я уверен, что Год театра должен стать Годом пропаганды российского театра. Нам важно доказать, что только достойное присутствие Театра в общественной жизни страны, делает эту жизнь полноценной и содержательной. Мы рассмотрим все ваши предложения и сделаем так, чтобы на телевидении выходили передачи о театральных деятелях России, а не только об известных столичных мастерах. Есть, кстати, замечательная идея провести телевизионный марафон, с включением российских городов, мы постараемся создать цикл передач, в котором была бы прослежена вся история русской театральной жизни, ну и т. д. И, на мой взгляд, мы должны добиться того, чтобы каждому театру была предоставлена социальная реклама. Идей много, нам надо только их собрать вместе.
Друзья, вот и все, что я хотел вам сказать. Я благодарен вам всем, что вы были рядом, что нам вместе удалось так много сделать. Нам предстоят нелегкие времена, и потому нам надо быть особенно ответственными за судьбу своего театрального Союза.
А завершить свой доклад я хочу сообщением из газеты: «Вчера в театре произошел пожар. Но мужественные артисты продолжали играть на сцене. Пораженные их героизмом, прибывшие пожарные, в свою очередь, тоже решили досмотреть пьесу до конца».
Я уверен, что мы будем продолжать мужественно играть на сцене в любых условиях, и я не сомневаюсь, что всегда найдутся люди, которые захотят досмотреть наш спектакль до конца.
Спасибо вам, пока жив театр, жив и наш Союз.