Артмиграция-2016. День второй: правила жизни
Второй день фестиваля начался с экскурсии по Вахтанговскому театру, а закончился историей о Сусанине. И в течение всего этого длинного театрального путешествия рождались перлы, достойные того, чтобы их запомнить. Итак, сегодня «Артмиграция» предстала как набор правил жизни – от Кирилла Крока, Римаса Туминаса, Елены Ласкавой и многих других.
Традиции и эволюция в театре Вахтангова
Экскурсию по театру Вахтангова проводил его директор, Кирилл Крок. Именно при нем (и Римасе Туминасе) этот театр стал одним из самых успешных в стране, с бесконечными аншлагами, отказом от аренды и от приглашения артистов со стороны. Увидеть театр его глазами было очень познавательно, тем более что наши тропы проходили и там, где обычно не бывают экскурсанты.
Чтобы осмотреть в подробностях здание театра площадью 20 тысяч квадратных метров, не хватит и дня. Мы за два с половиной часа намотали по нему, кажется, десяток километров. А Кирилл Крок, человек неукротимой энергии, не уставая рассказывал о материальной жизни и истории театра.
Вначале директор повел нас по исторической части театра, построенной в 1949 году (это уже третье здание театра на этом же самом месте). В судьбе театра особую роль сыграл Сталин: именно он подписал в 1943 году приказ о восстановлении театра, и до сих пор экскурсантам показывают «сталинскую» правительственную ложу, в которой, правда, сам вождь после восстановления здания не бывал. Стиль театра Вахтангова – бережное сохранение традиций во всем. Мы побывали в мемориальном кабинете, где работали три легендарных худрука: там сохранена мебель 1920-х годов из первого здания театра. Даже в зрительном зале стоят кресла послевоенного периода, те самые, хранящие энергию времени. А еще театр сохранил старинное разделение на мужскую и женскую части.
В то же время театр очень заботится об удобстве артистов. Отличные душевые, небольшой фитнес-центр для актеров: с тренажерами, массажным креслом, сауной. В театре даже оборудованы курилки, что редкость по нынешним временам. А еще – усилители сотовой связи, потому что часть театрального здания находится под землей, и сотовые плохо ловят.
Мы побывали на основной сцене театра (одной из самых больших в Москве) и в закулисье. Увидели карманы, и систему вентиляции, и цеха, и репзалы, и систему хранения обуви, и экспозиционный зал, и различные фойе, для зрителей и актеров.
Затем мы перешли в новое здание, на Новую сцену, строительство которой закончилось в 2015 году. Здесь классический камерный зал: 250 мест, черный кабинет, сцена-трансформер с уникальной кулисной системой. И фойе здесь современные, с видеопланшетами и интерактивными экранами.
А еще мы стали первыми посетителями новой площадки театра. Это арт-кафе на сто мест, где будут проходить творческие вечера артистов, литературные и музыкальные вечера. Крохотная сцена, столики, на стенах – уникальные фото из закулисной жизни театра. Стильное и удобное место для неформального общения с артистами. Мы познакомились с главным художником театра, Максимом Обрезковым. Именно он спроектировал и арт-кафе, и многие другие новшества в театре.
Хотя театр еще закрыт, а большая часть труппы – на больших гастролях, Римас Туминас сегодня в Москве. И он вышел к артмигрантам – поприветствовать и сказать важные слова.
Римас Туминас:
• Я антиполитичный, чего и вам желаю. Ставьте о высоком, красивом и вечности.
• Первый спектакль всегда хороший, ты в него вкладываешь все, что знаешь и умеешь. Вот поставите пятнадцатый, тогда посмотрим.
• (на вопрос: как попасть в ваш театр?) А вы не пытайтесь!... Вас пригласят! Возникните, и вас пригласят.
• Москва – губительный город. Проводить молодость здесь не надо, надо что-то делать в провинции. Надеюсь, через два-три года мы о вас услышим!
После экскурсии по театру Кирилл Крок провел в арт-кафе своего рода пресс-конференцию: участникам фестиваля было о чем его спросить.
Итак, театр имени Вахтангова в цифрах.
• В 2015 году театр дал 481 спектакль на своих трех площадках и 98 на гастролях.
• 97 % - посещаемость театра.
• 230 млн рублей в год – бюджетное финансирование театра; 527 млн театр зарабатывает сам.
• 101 350 рублей – средняя зарплата в театре; при этом 40 тысяч – средняя у билетеров и гардеробщиц и 83 тысячи – средняя у монтировщиков.
• 76 человек – основная труппа, 30 – студия, 18 – оркестр; 294 – общий штат театра.
• 1/3 билетов продается через сайт театра, 1/3 через кассу, остальное через уполномоченных и другими путями (городские театральные кассы, партнеры).
• От 7500 до 100 рублей – разброс цен на билеты.
• Источники прибыли театра в порядке убывания: аншлаги; экскурсии; книжная лавка; рекламная продукция.
Правила жизни Кирилла Крока.
• Великий залог успеха – традиции.
• В театре все происходит по любви.
• В театре ничего нельзя ломать. В театре не должно быть революций, только эволюция.
• Успех театра не может сложиться без главного: артист и зрители.
• Главный секрет нашего успеха – это репертуар, ориентированный на зрителя. Говорить, «наплевать, сколько людей в зрительном зале, сколько уйдут со спектакля», – это для режиссера цинизм и хамство.
• Намного важнее аншлаг в зрительном зале, чем то, что скажут критики, и даже то, получит ли спектакль «Золотую маску».
• Чем узнаваемей артист, тем лучше продаются билеты. Поэтому я не запрещаю съемки (конечно, с учетом репертуара). Мне в плюс увеличение зрительской аудитории театра.
• Инвестор построил стены; остальное сделал театр.
• 35% успеха театра – бренд, созданный великими людьми, 20% - актерские имена. Остальное – результат успешной художественной политики.
• Главная реклама – это сарафанное радио, а не отзывы не фейсбуке.
• Мы единственный репертуарный театр, который имеет уже в сентябре репертуар на декабрь и общий гастрольный план на 2017 год.
• Мы не пускаем к себе антрепризу. Не надо марать бренд театра! • Тот театр, который не работает для детей, не работает на свое будущее.
• В театре нельзя жить проектами. Проектное мышление я бы искоренял каленым железом.
• Худсовет не нужен. Это источник склок.
• Я все должен через себя пропускать: и душ, и туалет осмотреть, и фитнес-зал. Могу отчитать за бардак. Мое дело – обеспечить производственный процесс. Я – обслуживающий персонал. «Пока у тебя работает тело, ты в безопасности»
От театральной теории перешли к театральной практике. У участников фестиваля начался четырехдневный тренинг по сценической речи у Елены Ласкавой. Кажется, этот педагог знает о голосе все. Сегодня участники тренинга испытали на себе самые разные виды транспорта, от трактора до мотоцикла; делали большой и маленький кач; узнали, почему не нужно зажимать гортань, и может ли звук быть без движения. Предметом обучения сегодня были главные характеристики голоса. Как можно говорить? Высоко и низко; громко и тихо; быстро и медленно. Конечно, фото не передадут особую творческую атмосферу тренинга, да и видео может не справиться.
Поэтому вот вам несколько цитат от Елены Ласкавой.
• Как только ты остановил тело, ты должен замолчать.
• Если голос у нас в ногах, то шепот – на губах.
• Если глотка сплющивается, неизбежен туалетный голос. • Ненавижу слово «коммуникации», сразу представляю себе унитаз.
• Чем громче надо работать сцену, тем сильнее должны быть ноги.
• Если вы сядете на стул и начнете кричать, вы тут же осипнете. Невозможно в жизни орать, сидя на стуле. А на сцене мы часто врем. • Нет посыла заорать – найди.
Пока она умирала
Наконец, основная программа фестиваля. Сегодня в ней значился спектакль Саратовского ТЮЗа «Как Зоя гусей кормила»: текст Светланы Баженовой, постановка Андрея Гончарова.
Саратовский ТЮЗ, первый ТЮЗ России, понимает свою миссию как просветительскую (об этом говорил художественный руководитель театра Юрий Петрович Ошеров). И было бы здорово, если бы во всяком театре, где говорят о моральной ценности спектаклей, появлялись такие интересные и неоднозначные постановки, как мы посмотрели вчера.
Интересная пьеса Светы Баженовой касается сразу многих болевых точек общества: проблемы умирания, старости, одиночества, инфантильности, детских грез. Режиссер поднимает достаточно бытовой текст (в котором, впрочем, все время звучит метафизический контекст) на метафорическую высоту с помощью гротескной театрализации проживания ролей.
Ирония драматурга раскрывается визуальными средствами. Никак не желающая умирать, играющая в смерть и слабоумие Зоя (замечательно органичная Нина Пантелеева), как и следует из этимологии имени, живее всех живых. Да и само название пьесы – о вечной жизни: в деревне, откуда родом Зоя Марковна, гусей шли пасти, когда смерть отступала. Потому-то она так и любит передачи о животных: их проекции в спектакле наполняются щемящей ностальгией.
Впрочем, гуси, вернее, гусыни, появляются в квартире и в реальном виде – с приездом Жени (Александра Карельских). Деревенская девчонка, по гриму – рыжий клоун, привозит с собой массу платьев, похожих на свадебное, и ее наивный мир мечтаний о хорошей жизни воплощается в схематических манекенах животных, все прибывающих на сцене.
Центр притяжения тут – Владимир Ильич (Алексей Ротачков), инфантильный, зависимый от мамы ученый, изобретший вечное покрытие для дорог. Само собой, это покрытие никому не нужно – иначе как списывать средства на ремонт дорог? Как и мама, он ищет свой путь к бессмертию, отрицая естественный.
Слом наметившейся гармонии приходит с визитом Плоцкого (Алексей Карабанов): здесь режиссер делает, пожалуй, самый смелый и запоминающийся метафорический ход, где надругательство показано с помощью поедания борща. Многие зрители на обсуждении говорили о том, какая это сильная сцена, и даже о том, что она насколько сильно действует, что ее надо сократить.
Режиссер несколько сократил текст, из-за чего у некоторых зрителей возникли вопросы к сюжету. Почему уехала Женя? – на этот вопрос искали ответ все зрители, и, кажется, каждый ушел со своими ответами. И со своими вопросами: чуть ли не каждая реплика на обсуждении начиналась с того, что спектакль заставил задаться новыми вопросами, прежде всего к собственной жизни.
Зрители на обсуждении определили жанр как трагикомедию, говорили о звуковом и цветовом символизме спектакля, разбирали «трехслойную» сцену шашлыков. И вот вам еще пара цитат:
• Зоя по отношению к счастью атеист.
• Вокруг столько Плоцких, которые хотят обломать вам кайф.
• Телка и бык! В этом прекрасная метафоричность.
• Сцена с борщом удалась так, что даже подташнивает.
• В зале есть психолог? (самое смешное, что нашелся!)
• Не от большого ума забеременела. А может, и от большого: от профессора.
• Плоцкий – настоящий режиссер.
Постойте, ребята, я вспомнил дорогу
Несмотря на поздний час, на последнем мероприятии фестивального дня (сторителлинг на исторические темы) в Боярских палатах был аншлаг. Спектакль «Темное время» – часть проекта «Истории об истории» от мастерской Брусникина и Le Cirque De Charles La Tannes. Актер и режиссер Сергей Щедрин представил нам собственную Русь, с Самвелами и Сюзаннами. Это необычайно забавный и живой рассказ, имеющий к истории примерно такое же отношение, как хорошо известный нам миф о том, что Сусанин завел поляков далеко в лес по бездорожью.
Сторителлинг демонстрирует нам рождение мифа. Создание мифа не просто и не сложно; это просто объяснение исторических нелепиц. Википедия пишет: «Если бы отца Сусанина действительно звали Осипом (Иосифом), то тогда его фамилия (прозвание) была бы Осипов, а не Сусанин». А Сергей Щедрин просто доводит эту мысль до конца: вероятно, отца не было, - и появляется мать-одиночка, Сюзанна. А еще там есть барин Никита Сергеевич, лекарь Малахов, и много всего другого – узнаваемого, смешного и актуального.
И, по традиции, пара цитат:
• Дорогие мои…! Даже не хочу назвать вас крепостными!
• Засеяно рожью. Иван такой рожи в жизни не видел.
Текст: Вера Сердечная
Фото: Вера Сердечная, Александра Дубровская, Инна Афанасьева
Теги: Главная, Творческие проекты, Театральный центр «На Страстном», Молодежные проекты