В СТД НАЧИНАЕТСЯ МОЛОДЕЖНЫЙ ФОРУМ «АРТМИГРАЦИЯ»
7 сентября в Москве стартует IV Всероссийскии? молодежный форум-фестиваль «АРТМИГРАЦИЯ», созданный для поддержки молодых специалистов театрального дела, работающих в провинции. Об идее создания фестиваля и его успехах «Театралу» рассказал заместитель председателя СТД РФ Дмитрий Мозговой.
– Дмитрий, «Артмиграция» вот уже в четвертый раз представит москвичам лучшие спектакли провинции, поставленные выпускниками столичных вузов. А с чего все начиналось?
– Изначально фестиваль был придуман в рамках одного из стартапов СТД по поддержке тех молодых специалистов, которые окончили столичные вузы и уехавших работать в глубинку. В какой-то момент мы поняли, что нужно помочь молодым режиссерам, которые решаются на столь важный шаг. Многие из них могли бы остаться в Москве и Питере, а они отправляются в глубинку, и это в каком-то смысле это не только благородный поступок, но и подвиг. В советское время работала программа распределения. Режиссеры уезжали в региональные театры, делали там дипломники, ставили свои первые спектакли. Они находили свой стиль, учились работать с коллегами, лучше понимали законы существования театра, видели реакцию незнакомого зрителя на свои работы. А уже после такого опыта те, кто все же решил вернуться в столицу, продолжали здесь свой творческий путь. Это было важно, как для региональных театров, в которые приезжал молодой, амбициозный режиссер, так и для самих выпускников, ставших вдруг независимыми. Потом эта практика была утеряна.
– Стало быть, ее решили возобновить?
– В былом масштабе ее, конечно, не возродить, но частично – возможно. Однажды во время театрального форума в Дальневосточном федеральном округе местный министр культуры сказал, что он отправил учиться к нам в столицу 30 человек, но никто из них не вернулся. Все выпускники остались в Москве пробовать свои силы в театре, кино и на радио. Тогда мы поняли, что нужно организовать программу творческой мобильности. Сначала нам удалось учредить стипендии для молодых специалистов из столицы, которые уехали работать в провинцию. Она составляет 20 тысяч рублей в месяц, что иногда даже больше, чем зарплата в региональном театре. Это был, скажем так, первый шаг мотивировать молодежь.
А вторым шагом стала «Артмиграция». В ее рамках традиционно демонстрируются работы молодых режиссеров (до 35 лет), которые поставили спектакли в провинции. Идея оказалась достаточно интересной. В первый год нам прислали около 50 заявок. Это разрушило миф о том, что будто бы никто из столичных выпускников не хочет работать в провинции. Кроме того, на первом фестивале был показан спектакль «Облако рай» из маленького городка Лысьва Пермского края. В Москве его посмотрели многие критики и в итоге он был включен в основную программу «Золотой маски». Правда, стал только номинантом, но для нас и для городка Лысьва это тоже – большое событие. Собственно после этого мы решили сделать фестиваль ежегодным.
– Вы сказали про полсотни заявок. А с годами их количество выросло?
– Да, конечно, к нам приходит достаточно большое количество заявок. Все работы отсматривает экспертный совет. В этом году в него вошли профессор Дмитрий Трубочкин, театральные критики Павел Руднев, Александр Вислов, ответственный секретарь Гильдии театральных режиссеров Марина Корчак и другие. В итоге в основную программу было отобрано семь спектаклей. Мы думаем, что они так или иначе будут интересны столичной публике. По крайне мере могу так судить по опыту фестиваля. К примеру, в прошлом году зрители на показах чуть ли не на люстрах висели. После спектаклей мы проводили обсуждения с участием критиков, режиссеров, актеров и простых зрителей. И что примечательно, порой обсуждения длились чуть ли не дольше самого действия. Кроме самой режиссуры мы говорили и об актерских работах. Я глубоко убежден, что в каждом региональном театре всегда есть очень яркие актерские индивидуальности. И посмотреть на такого актера из небольшого городка, который сохранил свою самобытность, всегда интересно.
– Принято считать, что провинция достаточно консервативна. Но когда туда приезжают молодые столичные режиссеры, они, наверное, провинцию подпитывают?
– Знаете, даже театры таких маленьких городов, как Прокопьевск, Лысьва, Новошахтинск и других, ведут достаточно смелую художественную политику. Столичные выпускники, а ныне самостоятельные молодые режиссеры позволяют себе довольно многое. Они обращаются к современной драматургии. У нас всегда есть спектакли, которые поставлены по современным пьесам. Классику тоже ставят довольно часто. Так что, творческая жизнь кипит и за переделами МКАДа.
– Насколько я знаю, в рамках фестиваля будут проходить мастер-класс для молодых режиссеров и актеров из провинции…
– У нас есть еще один проект – «Творческая командировка», который позволяет за счет СТД приехать в Москву на тренинги и мастер-классы. В прошлом году делали упор на актерское мастерство. В этом году сделали упор на главную проблему всех провинциальных актеров – сценическую речь. Тренинги будет вести Елена Ласкавая, доцент кафедры сценической речи Театрального института им. Щукина. В рамках проекта «Сквозное действие» будет встреча с режиссером Камой Гинкасом. Он сделает режиссерский разбор драматургии Чехова. Так же будут предусмотрены экскурсии в Театр Вахтангова и Электротеатр Станиславский. В рамках фестивального клуба будут представлены последние премьеры мастерской Дмитрия Брусникина, которые создавались при непосредственном участии СТД РФ, – сторителинг «Истории об истории» и моноспектакль в жанре театра кукол «Дон Кихот. Послевкусие» в постановке неоднократного лауреата премии «Золотая маска» Евгения Ибрагимова.
Теги: Главная, Творческие проекты, Театральный центр «На Страстном», Молодежные проекты